Тотальные зачистки в столичных налоговых инспекциях, громкое дело с пятью фигурантами о незаконном возврате НДС в Туве, задержание главы управления ФНС по Пензенской области — 2021 год оказался непростым для сотрудников налоговой службы, отмечающих 21 ноября свой профессиональный праздник. Кто еще из подчиненных Даниила Егорова попался на коррупции, а кто уже получил срок за взятки и злоупотребления, — читайте в обзоре ПАСМИ.
Столичный набег
Следственные действия в столичных налоговых органах сотрудники ФСБ и антикоррупционных отделов МВД проводили с конца прошлого года. Работали во всех районных инспекциях одинаково: приходили с силовой поддержкой, выгоняли посетителей, перекрывали вход, а затем всех сотрудников собирали в одном помещении, изымали у них телефоны и изучали переписку и информацию о денежных переводах.
К весне обыски сменились масштабной зачисткой — только за первую половину апреля были задержаны и арестованы пять сотрудников разных московских ИФНС. 1 апреля Басманный суд заключил под стражу начальника отдела регистрации и учета налогоплательщиков в инспекции ФНС № 24 Романа Евлуженкова, а Хамовнический суд отправил в СИЗО главного государственного налогового инспектора отдела оперативного контроля ИФНС № 10 Мурата Мурадова. 12 апреля под стражу были отправлены два экс-налоговика — бывший инспектор ИФНС №15 Владимир Купцов и бывший старший инспектор ИФНС №26 Михаил Александров. Спустя три дня был задержан старший налоговый инспектор отдела оперативного контроля ИФНС № 23 Максим Бекшаев.
Всем им вменили получение взяток — в крупном или в особо крупном размере. Но, как выяснилось, инспекторов объединяла не только статья, но и взяткодатель. Показания на сотрудников ФНС дал предприниматель из Санкт-Петербурга Даниил Мартинсон, находящийся под домашним арестом с июля 2020 года. Как установило следствие, в 2016-2018 годах он передал московским налоговым инспекторам порядка 4 млн рублей за оперативную регистрацию нескольких десятков юрлиц. Дело Мартинсона было рассмотрено судом в особом порядке — в августе 2021 его приговорили к 6 годам колонии общего режима.
А в мае по делу о получении взятки под домашний арест был отправлен еще один московский налоговик — инспектор отдела оперативного контроля ИФНС №18 Дмитрий Удальцов. Правда, к Мартинсону он никакого отношения не имел — по версии следствия, Удальцов получил от некоего Олега Помылева взятку в размере 135 тыс. рублей за непредоставление сведений о фактическом отсутствии по заявленному адресу зарегистрированных там юрлиц.
Регион с традициями
Масштабную схему по незаконному возврату НДС вскрыли сотрудники ФСБ и ГУЭБиПК в Республике Тыва. В феврале фигурантами уголовного дела о превышении должностных полномочий с тяжкими последствиями стали два заместителя руководителя регионального управления ФНС и три замначальника межрайонной инспекции №1.
По версии следствия, налоговики помогли местной компании «Дизель» незаконно обогатиться на 42 млн рублей. Летом минувшего года руководитель компании подал декларации по НДС с суммой, которая должна быть компенсирована из казны, и заместители главы управления подписали документы, благодаря которым «Дизелю» безо всяких оснований вернули более 22 млн рублей. Тем же самым, по утверждению правоохранителей, занимались заместители начальника инспекции: при их содействии в 2019 году бюджет потерял более чем 20 млн рублей.
По данным местных СМИ, по этому делу был допрошен и глава республиканского управления ФНС Алдын-Херел Кара-Сал. Сообщалось даже о его задержании, но эта информация не подтвердилась. А предшественница Кара-Сала Вероника Суге-Маадыр была задержана по делу о коррупции в 2019 году, сейчас это дело уже слушается в суде. Ей вменяют получение взяток, мошенничество, легализацию денег и неправомерный доступ к компьютерной информации.
По версии следствия, преступная группа в составе главы УФНС, двух ее подчиненных и супруга, который возглавлял тувинскую межрайонную инспекцию №1 путем обмана похитила предназначенные для перечисления в бюджет налоги ООО «Восток» на сумму свыше 30 млн рублей. Кроме того, Вероника Суге-Маадыр получила от другой компании свыше 15 млн рублей взятки за освобождение без законных оснований от уплаты налога на прибыль.
Гниет с головы
Экс-руководитель Управления ФНС по Пензенской области Юрий Калабин был задержан в апреле по делу о злоупотреблении должностными полномочиями. Суд отправил его под домашний арест. По версии следствия, сотрудники регионального УФНС не проводили налоговые проверки в одной из компаний, зная о том, что организация не уплатила налоги на сумму более 40 млн рублей и пени — около 20 млн рублей. В августе дело Калабина, которое расследовали сотрудники региональных управлений СКР и ФСБ, было передано в суд.
Бывший глава УФНС по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Сергей Родионов в феврале был приговорен к восьми годам строгого режима и штрафу в размере 28 млн рублей. Родионов был задержан с поличным при получении взятки в 8,5 млн рублей за снижение объема недоимки, назначенной по итогам налоговой проверки коммерческой компании. Позднее всплыла еще одна взятка от предпринимателя — 1 млн рублей. Правда в апелляции приговор не устоял — Архангельский облсуд отправил дело на новое рассмотрение из-за процессуальных нарушений.
Бывшую замглавы Управления ФНС Ульяновской области Ирину Прудникову обвиняют в злоупотреблении полномочиями и разглашении налоговой тайны. По версии следствия, Прудникова оказывала покровительство алкогольной компании «Альфа Люкс». Она указывала руководству фирмы на недочеты в отчетности и оттягивала проверки, давая возможность их устранить. В итоге «Альфа Люкс» уклонилось от уплаты НДС на 142,3 млн рублей. Правда, фактов получения высокопоставленной сотрудницей ФНС незаконного вознаграждения правоохранителям установить не удалось. По версии силовиков, она была мотивирована «ложно понимаемыми интересами службы» и дружбой с представителем компании. Летом дело Прудниковой было передано в суд, ей грозит до 4 лет колонии.
Бывшему и.о. замглавы УФНС Кемеровской области Игорю Маджаре уже дали 2 года 4 месяца лишения свободы по делу о взятках. Незаконное вознаграждение он получил на посту руководителя отдела по обеспечению процедуры банкротства регионального УФНС. Налоговик предложил арбитражному управляющему ежемесячно платить по 10 тыс. рублей за его ипотеку. В обмен Маджара обещал не применять санкции за налоговые нарушения в ходе процедуры банкротства. Общий объем взятки составил 60 тыс. рублей.
Золотые проверки
Налоговики, занимающие более мелкие должности, и рядовые инспекторы не отстают от руководства. Так, в октябре сотрудники УФСБ по Ставропольскому краю задержали с поличным заместителя начальника Межрайонной инспекции ФНС №4 Наталью Соболеву. Ее заподозрили в получении взятки в 1 млн рублей за сокрытие выявленных нарушений налогового законодательства местной компанией.
Три сотрудника УФНС Дагестана придумали недоимку, чтобы получить взятку. Они сообщили представителю коммерческой компании, что в ходе проверки якобы выявлены нарушения на 35 млн рублей, но эту сумму можно снизить в пять раз, цена вопроса — 8 млн рублей. Бизнесмен обратился к правоохранителям, и налоговиков с поличным задержали сотрудники ФСБ. В августе СУ СКР по Дагестану возбудило уголовное дело о взяточничестве.
Замначальника межрайонной инспекции №1 УФНС по Воронежской области Андрей Водолазкин за те же 8 млн рублей согласился перенести проверку одной из компании. Деньги удалось получить, но в июле 2021 налоговика и его коллегу-посредника задержали.
Сотрудница одного из территориальных подразделений УФНС Самарской области взялась передать 1,8 млн рублей взятки коллеге. За эти деньги местную компанию должны были не включить в в график проведения выездных налоговых проверок, а также уменьшить ей налоговые доначисления. В июле на замначальника отдела самарского УФНС по материалам региональных УФСБ и ГУ МВД возбудили уголовное дело о посредничестве во взяточничестве.
Условки и отсидки
Ряд сотрудников Федеральной налоговой службы уже признаны виновными в коррупционных преступлениях и заслушали свои приговоры. 4 года лишения свободы получил бывший налоговый инспектор из Оренбургской области Константин Курьянов по делу о получении взятки и покушении на мошенничество. Незаконное вознаграждение было не денежным — взяткодатель за общее попустительство фиктивно трудоустроил супругу налоговика и выплатил ей в общей сложности свыше 390 тыс. рублей. Еще 1 млн рублей Курьянов запросил с коммерсантов за исключение компании из плана выездных проверок. Но, как выяснили правоохранители, эти деньги он планировал просто присвоить. При получении денег инспектора и задержали.
Почти такой жей срок — 3 года лишения свободы, но гораздо за менее значительную взятку получил бывший главного инспектора московской ИФНС №31 Геворг Сафарян. Его признали виновным в получении 100 тыс. рублей. За эти деньги налоговик, который занимался выявлением фирм-однодневок, отказался проверять достоверность адресов девяти подозрительных компаний.
Читинского налогового инспектора приговорили к 2 годам лишения свободы условно. Его признали виновным в незаконном разглашении налоговой тайны и неправомерном доступе к компьютерной информации. Как установило следствие, сотрудник ФНС организовал платные консультации, на которых подробно рассказывал о способах ухода от налогов. Компания, которую для этих целей организовал знакомый налоговика, успела заработать 410 тыс. рублей. По данным чекистов, пресечение преступной деятельности помогло сохранить в бюджете более 400 млн рублей.
Условными 4 годами в первой инстанции отделался и бывший руководитель межрайонной инспекции ФНС № 14 Алтайского края Алексей Шлегель. Но апелляция заменила наказание на аналогичный реальный срок. Как установило следствие, налоговик и его знакомый экс-полицейский пообещали предпринимателю повлиять на результаты налоговой проверки за 3 млн рублей. Они убеждали бизнесмена, что проверка его компании якобы выявит недостачу налогов на 30 млн рублей. Коммерсант обратился в краевое УФСБ, в итоге Шлегеля и его подельника задержали после получения аванса в 1,5 млн рублей.