ЛУКОЙЛ-таки получил шанс вернуть хотя бы часть налоговых льгот для своего месторождения на Каспии — им. Корчагина. Поручение кабмину проработать данный вопрос отправил сам президент Владимир Путин, указав, что ситуация с месторождением «выглядит несправедливо», пишет «Коммерсант». Но насколько честен Вагит Алекперов перед властями в своих потугах выбить льготы?
Прежде месторождение им. Корчагина пользовалось льготой по экспортной пошлине на нефть, но досрочно утратило ее осенью 2020 года. Из-за этого карманы Алекперова опустели на 10 млрд, что, несомненно, не понравилось олигарху и подтолкнуло его отправиться с «разборками» в правительственные кабинеты.
ЛУКОЙЛ предлагает два пути: продлить каникулы по НДПИ, либо перевести актив во вторую группу месторождений по налогу на дополнительный доход. Для второго варианта нужно вносить правки в законы. Но мешает то, что месторождение преткновения расположилось в границах одного лицензионного участка с новыми морскими месторождениями Алекперова – в том числе, им. Филановского, которое уже выбило льготы как новое морское месторождение. Но бизнесмена, конечно, это не устраивает.
Чтобы выделить месторождение им. Корчагина в отдельный лицензионный участок, Минприроды внесло в правительство поправки к закону «О недрах», но их нужно принять до сентября, чтобы компания сумела вовремя перевести актив на НДД. Второй преградой стало то, что на НДД можно переводить только сухопутные месторождения, а месторождение им. Корчагина таковым не является, оно — шельфовое. Этот момент ЛУКОЙЛ, собственно, и просит урегулировать через поправки к Налоговому кодексу.
Ранее Минфин отменил для месторождения льготу по экспортной пошлине в 2020 году.
В ведомстве посчитали, что проект уже получил льготы, достаточные для окупаемости. И вынесли вердикт: месторождение и так вполне рентабельно. И вот, сюрприз, Алекперов побежал доказывать, что это вовсе не так.
Он уверяет, что при полной отмене льгот в среднесрочной перспективе добыча на месторождении становится убыточной. Однако согласно подсчетам Минфина, внутренняя норма доходности разработки месторождения им. Корчагина уже превышает 16,3%.
Еще в 2016 году сообщалось о том, что накопленная добыча нефти на месторождении им Ю. Корчагина на шельфе Каспийского моря с момента запуска его в промышленную эксплуатацию в апреле 2010 г превысил 7 млн т. Проект казался невероятно успешным. Так же, как и второе месторождение, запущенное ЛУКОЙЛом на Каспии в том же 2016-м, месторождение им В. Филановского.
В 2019 году глава компании встречался в Путиным и пел песни о светлых перспективах нефтедобычи и прочих радужных показателях, писала «Лента.ру».
Но вот, Минфин отменяет льготы для корпорации, и в 2020 году ЛУКОЙЛ сообщает, что сократил добычу нефти в январе-июне 2020 года на 3,2% по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года — до 41,985 млн тонн.
В том же году «Коммерсант» выпускает статью, в которой прямым текстом говорится: «Попав на морской ледостойкий стационарный комплекс месторождения, которое разрабатывает ЛУКОЙЛ, долго не можешь сообразить, чего же не хватает. И только через некоторое время понимаешь — там не пахнет нефтью. Краской пахнет, морским ветром пахнет, в столовой пахнет свежими булочками, а нефтью — нет. И это удивительно. Ведь на платформе ежегодно добывают и подготавливают к отгрузке свыше 6 млн тонн нефти».
Все это наводит на нехорошие мысли: а не мог ли Алекперов намеренно начать снижать добычу нефти, чтобы «надавить» на государство в попытках выбить льготы? Или, что еще хлеще, намеренно занижать показатели на бумаге, чтобы самостоятельно не тащить на себе этот «каспийский груз» нефтедобычи? Ведь с государственной помощью и впрямь куда веселее качать нефть.