В зоне высокого напряжения: Ильшат Фардиев занес ковш над рестораном Михаила Скоблионка

Источник
Сетевая компания требует сноса двухэтажки председателя еврейской общины Татарстана, построенной прямо под ЛЭП.
«Когда мы строили, нам Сетевая компания ни слова не сказала. Как построили — сказали, что нельзя!» — возмущается известный бизнесмен Михаил Скоблионок. Энергетики не дают ему открыть ресторан под Елабугой, построенный в комплексе с гостиницей «Регина». Попытки найти компромисс, сделав защитный экран и перепрофилировав помещение, оказались тщетны — судьбу строения решит суд.

РАЙСКИЙ УГОЛОК ПОД СЕНЬЮ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

Елабужский филиал Сетевой компании, возглавляемой Ильшатом Фардиевым, обратился с иском о сносе здания (по первоначальному плану — ресторана), принадлежащего индивидуальному предпринимателю Михаилу Скоблионку. Яблоком раздора стал расположенный в поселке Пятилетка Мамадышского района комплекс из четырехэтажного здания гостиницы «Регина» (три звезды, открыта в прошлом году), к которому никаких претензий не предъявляется, и двухэтажного ресторана площадью примерно в 700 кв. метров. Проблема в том, что заведение общепита построено прямо под высоковольтной линией электропередачи (ЛЭП) напряжением в 110 киловольт. Сетевая компания уверена, что под ЛЭП мест проведения досуга или работы граждан быть не может, и требует сноса строения.

Комплекс с отелем и рестораном разместился в живописном месте примерно в 40 км от Елабуги — в лесной зоне рядом с трассой М7 и мостом через Вятку. Площадь комплекса — 4 гектара. Как указывается на сайте отеля, всего в 50 м имеется пляж. Гостиница открыта в 2015 году и состоит из 55 номеров. Стандартный двуспальный номер сдается по цене от 1,4 тыс. рублей в сутки, то есть находится в среднем ценовом сегменте.

Напомним, Михаил Абрамович — крупный бизнесмен, владелец ЗАО «ТАКПО» с широкой сферой деятельности: строительство, гостиничное хозяйство, транспортные услуги, ресторанный бизнес. В частности, ему принадлежит сеть гостиниц «Регина». Однако более всего он известен в республике как президент еврейской национально-культурной автономии.

«БЫЛО БЫ ОБРЕМЕНЕНИЕ НА ЗЕМЛЮ, МЫ БЫ ЕЕ НЕ ПОКУПАЛИ»

По словам самого Скоблионка, который согласился прокомментировать ситуацию «БИЗНЕС Online», при покупке земли (в 2015 году у компании «Агросервис») никаких обременений в документах не было и нет.

«Когда мы строили, нам Сетевая компания ни слова не сказала. Когда мы построили, то сказали, что нельзя. Мы смотрим на ситуацию просто, — продолжает предприниматель, — люди не должны знать все правила. Правила электриков, железной дороги и так далее. В документы должны вноситься обременения. А если на участок мы получаем документы, что нет обременения... Землю нам не подарили — мы ее покупали. Если бы там были обременения, то мы бы ее не покупали».

На вопрос, было ли выдано муниципальными властями разрешение на строительство именно ресторана, он ответил, что для возведения на собственной земле двухэтажного здания частному лицу никаких разрешений и согласований не требуется. Иными словами, здание возводилось как индивидуальное домостроение.

Теперь, чтобы не пропали инвестиции, предприниматель пытается найти компромисс, в частности перепрофилировать помещение из ресторана в производственный цех под переработку пищевой продукции. Но и эта попытка пока что оказывается тщетной.

«Я ходил в Сетевую компанию, оказывается, промышленные производственные помещения можно строить. Только надо сделать план защиты. Оплатили институту, сделали план защиты. Нам сказали, надо исправить, есть замечания. После того как все замечания устранили, сказали, что строить нельзя. Нормальный подход к делу?!» — возмущен Скоблионок. Он поясняет, что суть плана защиты заключается в следующем: «Над зданием делается экран. Даже если провод оборвется, то он попадает не на здание, а на защитную конструкцию».

Сейчас здание не функционирует, завершение стройки заморожено до решения суда. «Я всегда согласен на мировое, — заключает Скоблионок, — но сети... Их позицию спросите у них».

В 26 МЕТРАХ — ПРЕДУПРЕЖДАЮЩАЯ ТАБЛИЧКА

Официальной позиции Сетевой компании «БИЗНЕС Online» получить не удалось: по телефонам пресс-службы отвечают посторонние люди, не было реакции и на запросы по электронной почте. На судебном заседании, на котором присутствовал корреспондент «БИЗНЕС Online», позиция истца практически не раскрывалась.

Тем не менее источники, близкие к энергетикам, утверждают, что не знать об обременениях Скоблионок не мог — не заметить ЛЭП с напряжением в 110 кВ сложно: «Там рядом находится большая опора — в 26 метрах, и на ней есть предупреждающая табличка, что здесь охранная зона по 20 метров с каждой стороны от проводов. И телефоны Сетевой».

Эксперты «БИЗНЕС Online» подтверждают формальную правоту Сетевой компании. «Использование территорий, находящихся в зоне ЛЭП, регулируется правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, утвержденных постановлением правительства РФ. Охранная зона ЛЭП в 110 кВ составляет 20 метров. В охранной зоне запрещается производить строительство и капитальный ремонт любых зданий и сооружений», — говорит управляющий партнер юридической компании «Гейн и партнеры» Ксения Гейн.

По ее словам, суды по данной категории дел сформировали позицию: если сохранение здания может повлечь угрозу жизни и здоровью граждан, необходимо сносить. В соответствии с проведенными центром электромагнитной безопасности исследованиями было установлено, что у людей, проживающих вблизи линий электропередачи и трансформаторных подстанций, могут возникать изменения функционального состояния нервной, сердечно-сосудистой, нейрогорморальной и эндокринной систем, нарушаться обменные процессы, иммунитет и воспроизводительная функция».

Партнер коллегии адвокатов Sergis Артем Гаврилов, в свою очередь, отмечает: «Если напряжение линии превышает 1 киловольт, то в охранной зоне запрещено размещать торговые точки, а также проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей. Хотя в правилах и отсутствует прямой запрет на размещение производственных зданий или ресторанов, тем не менее данная деятельность может вызвать большое скопление людей — это и вызывает претензии собственников электросетевого хозяйства».

Вместе с тем зацепка, на которую указывает Скоблионок, действительно есть: «Приказом минэнерго в качестве исключения допускается прохождение ЛЭП над производственными зданиями и сооружениями промышленных предприятий I - II степени огнестойкости», — говорит Гейн. Условием как раз является проведение мероприятий по защите находящихся в здании людей от последствий возможной аварии.

Источник, близкий к Сетевой компании, отмечает, что стороны, как и утверждает бизнесмен, пытались прийти к мирному разрешению спора, доходя до планов установки защитных экранов. Однако выяснилось, что по нормам здание все-таки не проходит даже в случае смены целевого назначения.

«ШАРОНОВ ВДРУГ ОБРАТИЛСЯ В СУД»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» выехал на место и убедился, что здание и в самом деле построено непосредственно под линиями электропередачи. В высоту несостоявшийся ресторан имеет два этажа и мансарду. Заведение на момент нашего приезда не работало и было заперто. Все внешние работы на объекте завершены, но не видно систем вентиляции — судя по всему, монтажу как раз и помешал конфликт с Сетевой компанией.

Администратор отеля «Регина» рассказала несколько иную версию событий: якобы проект изначально был согласован с Елабужскими электрическими сетями (местная «дочка» ОАО «Сетевая компания»). «Никаких преград никто нам не ставил. Все нюансы продуманы в проекте — от береговой зоны до построек у нас 50 с лишним метров, защита от аварии ЛЭП в проекте тоже продумана. А когда здание было построено, Шаронов (Эдуард Шаронов — директор елабужского филиала Сетевой компании — прим. ред.) вдруг обратился в суд, начал говорить о доступе к ЛЭП для обслуживания, как будто не он согласовывал строительство. На самом деле любая техника свободно заезжает, куда ей надо. Никто у нас ничего не снесет, у нас же все бумаги на руках — вот только суды теперь затянутся, хорошо, если не на год-полтора».

Юристы отмечают, что подобных споров по всей стране пруд пруди. «Споров о признании зданий самовольными постройками даже при наличии разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию в настоящее время крайне много, — говорит Гейн. — Можно привести пример „Газпрома“, который судится с собственниками зданий и сооружений по всей России, расположенных в охранной зоне газопроводов».

В конечном итоге все будет зависеть от конкретного судьи, которому придется учитывать и массу противоречащих друг другу нормативных актов, и не менее противоречивую судебную практику. Следующее судебное заседание по делу «Сетевая компания против Михаила Скоблионка» состоится 15 сентября.