В Тюменской области новые импульсы получил конфликт, связанный с попытками так называемой «группы Равиля Лезгиева» уйти от налогообложения. Подконтрольный предпринимателю «Западно-Сибирский керамзитобетон» рассчитывал оспорить решение первой инстанции о признании ничтожной сделки, в рамках которой предприятие перечислило более 60 миллионов рублей в пользу аффилированного столичного «Эко-Керамзитстроя», что фискалы расценили не иначе как «намерение вывести денежные средства из бюджета». Между тем в отношении самой флагманской компании группы в настоящее время уже возбуждено и готовится к рассмотрению дело о банкротстве из-за задолженности в сотни миллионов, инициированное тюменским подразделением ФНС. Еще более плачевны, судя по всему, перспективы самого Лезгиева.
В начале текущего месяца стало известно, что региональная прокуратура утвердила обвинительное заключение в отношении бизнесмена, вменив ему финансовые махинации, но ряд компаний, связанных с группой, судя по всему, еще продолжает работу, и вероятно, может служить «хранилищем и механизмом вывода» активов. Специалисты строительной отрасли замечают, что потеря известного игрока способна негативно отразиться и на стройрынке, и на безработице.
Восьмой арбитражный апелляционный суд Омска рассмотрел жалобу ООО «Западно-Сибирский керамзитобетон» (ЗСКБ; Тюмень; учредитель и генеральный директор – Равиль Лезгиев) на решение первой инстанции в рамках спора с МИФНС №14 по Тюменской области, касающегося признания недействительной сделки по внесению единого налогового платежа за другое юрлицо. Речь шла о направлении в Сбербанк платежного поручения о перечислении средств со счетов ЗСКБ в качестве налоговых выплат за «Эко-Керамзитстрой» на сумму более 60,9 млн.
При этом у московской компании в этот момент имелось положительное сальдо ЕНС, а какая-либо задолженность отсутствовала. Вместе с тем до этого события в «Западно-Сибирском керамзитобетоне» прошла камеральная налоговая проверка, в ходе которой были выявлены нарушения, а также доначислены платежи и наложен штраф суммарно порядка 61 млн рублей. Платеж за «Эко-Керамзитстрой» был осуществлен в период действия обеспечительных мер.
Ранее «Правда УрФО» подробно уведомляла, как в ходе разбирательств были озвучены прочные взаимосвязи обеих контор. Так, ранее учредителем и гендиректором «Эко-Керамзитстроя» значился сам Лезгиев, прежде чем передал весь функционал, по крайней мере официально, некоему Йигитали Ибрахимжанову, гражданину Киргизии, который длительное время получал доходы в обеих фирмах. Рассмотрев спор, арбитраж признал сделку недействительной, охарактеризовав как «направленную на вывод средств из бюджета» и «посягающую на публичные интересы» и обязав вернуть деньги на счета ЗСКБ.
Последний, впрочем, с решением не согласился и обжаловал его в апелляции. В ходе второго раунда тяжб представители ЗСКБ оперировали ссылками на некое трехстороннее соглашение, в котором помимо двух указанных предприятий участвовала еще одна аффилированная фирма – «Богандинский завод керамзитового гравия» (БЗКГ; учредителем и руководителем ранее также являлся Лезгиев), а также на отсутствие на тот момент долгов перед бюджетом. При этом суд ранее выяснил, что все эти компании осуществляли деятельность на площадке БЗКГ.
Таким образом, аргументы «Западно-Сибирского керамзитобетона» приняты не были, а решение Арбитражного суда Тюменской области было закреплено. Впрочем, у коммерсантов остается возможность оспорить его в кассации.
На этом фоне сам ЗСКБ, судя по всему, стремительно приближается к банкротству. В конце сентября суд вынес определение по заявлению МИФНС №14 по Тюменской области о признании предприятия финансово несостоятельным и введении процедуры конкурсного производства. Сумма требований фискалов, по уточненным ими данным, в настоящее время составляет более 396,5 млн рублей.
Заседание по рассмотрению их обоснованности, однако, было перенесено на конец октября из-за поступления ходатайства о вступлении в дело в качестве третьего лица ООО «Строй Плюс» из Саранска, ранее обозначившего планы провести реорганизацию путем присоединения к себе ЗСКБ. Прямых взаимосвязей между фирмами не прослеживается, но по итогам 2023 года «Строй Плюс» показал нулевую финансовую отчетность.
«Вполне вероятно, что и здесь мы сталкиваемся с очередным схематозом и попыткой вывести деньги через растворение в неком сомнительном, и судя по всему, не ведущем никакой деятельности ООО. Сложно предположить иную цель этих манипуляций. К слову, ряд фирм, связанных с Лезгиевым, официально работает, и вполне возможно, что именно туда бетонщики перекидывают активы с ЗСКБ и уже банкротного «Западно-Сибирского керамзита». В то же время БЗКГ и сейчас через свой сайт предлагает широкий ассортимент материалов и позиционирует себя как крупный поставщик строительного сектора Тюмени и других регионов Урала и Западной Сибири», – оценивает ситуацию собеседник в профсообществе.
Кроме того, специалист полагает, что практически предрешенный уход с рынка компаний из «группы Лезгиева», помимо сопутствующего крупного ущерба налоговой системе способен «оказать определенное негативное влияние» на профильный сектор. «Конечно, производителей бетона, ЖБИ и керамзита немало. Но потеря любого из них отрицательно сказывается на фоне активного строительства в наших регионах. Плюс высвобождение рабочих рук, но это уже головная боль для чиновников и ГТИ», – замечает отраслевик.
Добавим, самому бенефициару аффилированных компаний в скором времени предстоит предстать перед судом.
Источники издания, знакомые с ходом событий, в начале октября сообщили, что прокуратура Тюменской области утвердила обвинительное заключение в отношении экс-учредителя и руководителя «Западно-Сибирского керамзита» по уголовному делу об уклонении от налогов в особо крупном размере, причем речь в этом случае шла именно о Равиле Лезгиеве. При этом чтобы избежать ответственности, формально «на хозяйстве» в феврале 2022 года он оставил подконтрольное лицо – Антона Кудрявцева. Здесь ущерб составил 138 млн рублей.
К слову, Кудрявцев значится учредителем и гендиром еще одной фирмы той же группы – «Нового керамзита» из Луганска, основанной в 2023 году и планируемой ныне к исключению из ЕГРЮЛ по причине недостоверных сведений о регистрации.