В российском интернет-банкинге определили лучших

Источник
В десятку лучших онлайн-банков по версии Markswebb в этом году не попал Сбербанк, ослабил свои позиции и Альфа-банк. Причина перестановки кроется в смене курса — банки стали уделять больше внимания развитию мобильных приложений, чем интернет-банкингу.
Аналитическое агентство Markswebb Rank & Report представило результаты ежегодного рейтинга самых эффективных интернет-банков для частных лиц в России. В этом году компания изменила методику расчетов и сделала вместо одного сразу два рейтинга.

Один посвящен эффективности онлайн-банкинга (daily banking) и отражает доступность услуг по дебетовой карте и возможность получать информацию о продукте в режиме онлайн. Второй (digital office) описывает, насколько банку удается переносить в онлайн сервисы, за которыми обычно клиентам приходится обращаться в офис банка или в кол-центр. Ранее обе эти метрики учитывались вместе.

В ходе исследования выпустили классические дебетовые карты в каждом из 31 банков-участников (в выборку вошли 10 банков из рейтинга Internet Banking Rank 2017 плюс банки с самым большим числом пользователей интернет-банкинга). Затем были проведены тестовые операции через интернет-банк: платежи за услуги, переводы, создание шаблонов, изменение настроек карты, заказ и закрытие продуктов, получение справочной информации.

Второй этап исследования проводился среди реальных клиентов российских банков в возрасте от 25 до 50 лет— каждый из них работал с тремя интернет-банками, которыми ранее не пользовался. Каждый онлайн-банк был протестирован пятью пользователями.

Лучшие в онлайне

В рейтинге самых эффективных интернет-банков в категории daily banking лидеры остались теми же, что и год назад: ими стали Бинбанк и Тинькофф Банк. А вот состав десятки в целом претерпел значительные изменения.

Из лидеров ушел Сбербанк, переместившийся с 6-го места на 11-е. Опустился в рейтинге и Альфа-Банк — с 4-го на 8-е место. Вместо них на 3-е место попал Банк Левобережный, появившийся в рейтинге впервые, и банк «Траст», поднявшийся с 13-го на 5-6-е место.



Перестановки наметились и среди «аутсайдеров». Некоторые из участников рейтинга, долго занимавших последние места, улучшили свои сервисы — это, например, Росбанк (прыжок с 30-го на 12-е место) и Россельхозбанк (с 26-го на 19-е место). По словам генерального директора Markswebb Алексея Скобелева, эти кредитные организации удачно перезапустили интернет-банки для частных лиц. При этом авторы исследования подчеркивают, что банки все ближе «к некой единой планке качества» в онлайне — разница в оценках между участниками рейтинга постепенно сокращается.

Однако если удовлетворять минимальные запросы клиентов в онлайне удается почти всем, то создавать полноценные цифровые офисы российские банки пока не могут. Второй рейтинг агенства (digital office) отражает то, как обслуживание клиента банка переводится в цифровые каналы, что позволяет клиенту все меньше пользоваться услугами банковского офиса и кол-центра.

Отдельное исследование по этому критерию был проведено впервые, и оказалось, что такая бизнес-модель актуальна не для всех банков. «Пока в России в создании цифрового офиса по-настоящему преуспел только Тинькофф Банк, что неудивительно — он изначально задумывался как онлайн-банк, клиент которого может решить любую задачу с помощью цифрового сервиса, говорит Скобелев. Остальные банки только присматриваются к такой модели — постепенно переносят услуги в «цифру» Райффайзенбанк, Альфа-Банк и Сбербанк.



Из онлайна в «мобайл»

Крупные банки сейчас активно присматриваются к мобайл-банкингу — по этой причине их и вытеснили из рейтинга другие участники, объясняет Алексей Скобелев.

«Для крупных банков, таких как Тинькофф Банк, Альфа-Банк и Сбербанк, которые изначально ориентируются на цифровое обслуживание, аудитория мобильного банкинга уже превышает аудиторию интернет-банка. В связи с этим есть ощущение, что они притормаживают развитие интернет-банка, ограничиваясь необходимыми косметическими доработками», — объясняет эксперт.

По этой причине на верхние строчки рейтинга и вырвались банки, вкладывавшие средства в развитие онлайн-платформы, а не в мобильную версию, — региональные Банк Левобережный и Банк Санкт-Петербург, а также Почта-Банк и «Траст».

Сейчас в банковской сфере действительно господствует концепция mobile first, а где-то даже и mobile only, на которую и ориентируются крупные игроки, рассказывает генеральный директор Frank RG Юрий Грибанов.

«Клиент сейчас пользуется цифровыми услугами даже не через планшет, а исключительно через смартфон. Люди перестают работать со стационарными компьютерами, и вполне логично, что банковские пользовательские сервисы отходят на второй план, уступая место мобильным решениям», — уверен эксперт.

Согласно исследованию Deloitte Digital Banking Maturity, пользователи все чаще используют мобильные приложения. Если в 2013 году лишь 15% населения пользовались мобильным интернетом, то сегодня этот показатель составляет уже 71%, рассказывает партнер по цифровому бизнесу и инновациям «Делойт» Илья Этко.

В Тинькофф Банке подчеркнули, что для банка приоритетом является развитие «мобайла». По словам вице-президента, руководителя управления развития мобильных сервисов Тинькофф Банка Максима Евдокимова, «мобильный банк является основным каналом коммуникации с пользователем, и 80% аудитории онлайн-банкинга используют для решения своих задач именно мобильное приложение».

Чего не хватает

Однако развитие «мобайла» и классического интернет-банкинга все еще не позволяет пользователям полностью перейти в цифровые каналы. Авторы рейтинга Markswebb Rank & Report пришли к выводу, что, как только речь заходит о более сложных операциях, существующие онлайн-сервисы оказываются крайне скудными. Так, например, клиенты банков все еще не могут менять в онлайн-банке свои персональные данные или закрывать продукты.

По мнению Алексея Скобелева, это обусловлено нежеланием банков развивать сервисы, которые не приносят им прямого заработка. Впрочем, Юрий Грибанов отмечает низкий спрос на такие услуги со стороны пользователей. «Банки, с одной стороны, и правда больше фокусируются на сервисах, приносящих пользу их бизнесу, но, с другой стороны, они реализуют в обязательном порядке и те услуги, которые способны значительно повлиять на впечатления пользователей. Экзотические же возможности им просто невыгодно реализовывать, так как ими никто не пользуется», — объясняет эксперт.

Ограниченный функционал интернет-банкинга связан с вопросом о безопасности удаленной идентификации, добавляет глава отдела валидации «Эксперт РА» Станислав Волков. Такие услуги, как закрытие продукта, требуют серьезной процедуры подтверждения личности, и разрешить эту проблему поможет введение единой биометрической системы. Ее внедрение позволит банкам расширить удаленное обслуживание и ввести дополнительные услуги, считает Волков.
Персоны Компании
Власти Великобритании проверят золотопромышленника Симана Поваренкина
Вслед за Романом Абрамовичем у совладельца «Шоколадницы» могут возникнуть проблемы с британской визой.
Пермских роботов-ассистентов пригласили в США
Российский стартап заключил контракт на поставку 2800 роботов.
ВТБ и Alibaba готовы скооперироваться
Сделка объединит компетенции участников.
Грабеж «глубокого бурения»
Токай Керимов продолжает скупать имущество за бесценок
"Альфа-банк" на падении рубля в апреле заработал 500 миллионов долларов
В игре на курсах валют банку Михаила Фридмана и Петра Авена щедро помог государственный бюджет РФ, предоставивший кредит в 77 миллиардов рублей.
Сбербанк, Газпромбанк и ВТБ ищут пещеру сокровищ в интернет-торговле
Онлайн-торговля в России за пять лет растеряла половину крупнейших игроков и сильно замедлила темпы роста. Дать ей новый импульс вызвались Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк.
Сбербанк и Альфа-банк немного поиграют в криптовалюту
Криптовалютный private banking протестируют на площадке ЦБ РФ.
Ради майского указа Путина в РФ приватизируют госкомпании
Государство может продать даже часть акций Сбербанка.
Сергей Горьков после "черной дыры" ВЭБа займет пост в Минэкономразвития
Бывшему председателю Внешэкономбанка нашли новую работу.
Спекулятивные цены на билеты на ЧМ-2018 бьют рекорды по ценам
Достать билеты на ЧМ-2018 еще реально у спекулянтов. Но они дороже золота.
Какая судьба ждет банковский сектор в России
Только 21% российских банков способен самостоятельно генерировать капитал, заключили аналитики АКРА. Единственный источник финансирования в этих условиях — государство, и на горизонте трех—пяти лет ситуация не изменится.
На покупку VIP-мест на ЧМ-2018 для сотрудников госкомпаний затрачено более 200 миллионов рублей
Во время матчей сотрудники госкомпаний планируют искать в ложах стадионов новых партнеров и укреплять связи с уже имеющимися.
Бизнесмен Дмитрий Мазепин ищет поддержки у мистиков и магов
Человек на фото – индийский футуролог Садхгуру Джагги Васудев. 24 мая 2018 года он побывал на Петербургском экономическом форуме и, в числе прочего, провел встречу с владельцем «Уралхима» Мазепиным
Сельскохозяйственная империя Александра Ткачева сбавила обороты
Агрокомплекс имени Н. И. Ткачева отложил масштабную экспансию в Ростовскую область. Основной причиной эксперты называют потерю Александром Ткачевым административного ресурса — поста главы Минсельхоза РФ.
Во главе Россельхозбанка встал заместитель Дмитрия Патрушева
Председателем правления банка назначен Борис Листов.
Герман Греф предложил приватизировать Сбербанк
Будучи государственным Сбербанк не может бесконтрольно поглощать другие российские банки, а статус государственного мешает ему в бизнесе за границей с учетом международных санкций против РФ.
Сбербанк вторгся на рынок интернет-торговли недвижимостью
Под ударом оказались ЦИАН и Avito, которые могут потерять часть своей аудитории.
Герман Греф: «финансовая услуга всегда промежуточная: деньги не нужны ради денег»
Президент Сбербанка рассказал о перспективах развития бизнеса банка в условиях международных санкций и стагнации российской экономики.