Воскресный митинг в центре Кишинева перешел в бессрочную акцию протеста. Его участники требуют исполнения своих требований: во-первых, полной «перезагрузки власти», в том числе отставки президента, правительства, генерального прокурора, проведения досрочных выборов в парламент, а во-вторых, наказания причастных к исчезновению из банков Молдавии $1 млрд.
Сто палаток в центре города
Организатор протеста — непартийная гражданская платформа «Достоинство и правда». В воскресенье у здания правительства движение провело митинг, в котором, по данным организаторов, участвовало 100 тыс. человек. Однако, по данным молдавской «Комсомольской правды», пик активности пришелся на 14–15 часов, когда на площади перед кафедральным собором Кишинева одновременно находилось до 35 тыс. человек. Полиция говорит о 40 тыс. участников. Из-за численности это мероприятие организаторы назвали великим национальным собранием. По окончании акции часть митингующих осталась на площади и установила на ней палатки. Днем в понедельник, по данным молдавского портала NewsMaker, было установлено около 100 палаток: они заняли примерно четверть сквера перед собором.
Протестующие организовали работу одной полевой кухни, продукты были закуплены на собранные в воскресенье на площади деньги. Охрану городка, как сообщил NewsMaker, по периметру обеспечивают 50 полицейских и внутри ветераны афганской войны и приднестровского конфликта. Свой городок протестующие назвали «городком достоинства и справедливости».
В городке манифестантов установлен агитационный щит с надписью «Как долго еще они могут делать себе состояния на нашем безразличии?». На нем изображены действующие политики и предприниматели — бывший премьер Влад Филат, лидер пророссийской Социалистической партии Игорь Додон, лидер коммунистов Владимир Воронин, предприниматель Илан Шор, заместитель председателя Демократической партии Влад Плахотнюк, лидеры Либеральной и Демократической партий Михай Гимпу и Мариан Лупу, президент Николае Тимофти.
Граждане против власти
Гражданская платформа «Достоинство и правда» была сформирована 24 февраля этого года, костяк составили 15 человек — политологи, эксперты, юристы, некоторые бывшие политики. Она выступает за проевропейский курс развития страны, но без участия олигархов в политике.
Летом прошлого года Молдавия подписала соглашение об ассоциации и создании зоны свободной торговли с Европейским союзом, а в ноябре прошли выборы в парламент, на которых избиратели дали проевропейским партиям кредит доверия. Тогда ожидалось, что после выборов будет создана новая проевропейская коалиция, но в конце января было объявлено о формировании коалиции меньшинства, что де-факто означало союз с коммунистами: избиратели почувствовали себя обманутыми, напоминает программный директор Института публичной политики Оазу Нантой. Параллельно вспыхнул скандал с выводом из банковской системы страны почти $1 млрд, что спровоцировало цепную реакцию в экономике, в том числе обесценивание национальной валюты и повышение коммунальных тарифов. Многие протестующие в воскресенье надели майки с надписями F#ck corruptia и «Где миллиард?» на русском и молдавском языках.
Кража века
В начале года Национальный банк Молдавии обнаружил пропажу $1 млрд из финансовой системы страны. Кредиты неизвестным лицам на такую сумму выдали три банка — Banca de Economii, Unibank и Banca Sociala, на долю которых приходится около трети банковских активов всей республики. Сделки по выдаче кредитов на общую сумму $1 млрд (€927 млн) банки заключили в течение нескольких дней накануне парламентских выборов 30 ноября 2014 года, на которых сторонники европейского пути Молдавии столкнулись с пророссийской оппозицией. «Я не могу объяснить, как можно украсть такую большую сумму в такой маленькой стране!» — недоумевал представитель ЕС в Молдавии Пиркка Тапиола. Потерянная сумма составляет не менее 12,5% ВВП Молдавии, отмечала французская Le Monde. Один из подозреваемых в организации этой схемы, муж российской певицы Жасмин Илан Шор, был на короткое время заключен под стражу. В июне он был избран мэром города Оргеев.
На фоне этого недовольства и была создана гражданская платформа «Достоинство и правда», до воскресного митинга в рамках кампании прошли еще три массовые акции — в апреле, мае и июне.
Коалицию меньшинства в январе создали Либерально-демократическая партия (ЛДПМ) Филата и Демпартия Лупу. Премьером был утвержден экономист Кирилл Габурич, но уже в июне он подал в отставку — через несколько дней после третьего митинга, когда политика обвинили в подделке диплома о высшем образовании. В числе возможных кандидатов на пост премьера называли министра образования Майю Санду, однако в итоге на пост был утвержден бывший председатель парламентской фракции ЛДПМ Валерий Стрелец. К Санду участники митинга в воскресенье обратились с призывом возглавить кампанию.
В понедельник протестное движение сформировало органы своего представительства: у «великого национального собрания» появился совет, который будет добиваться выполнения властями требований митингующих. Главой совета избран адвокат Андрей Нэстасе, его заместителем стал премьер-министр в 1998–1999 годах Валентин Долганюк, пресс-секретарем — журналист Василе Нэстасе, брат Андрея Нэстасе.
Перспективы протеста
По словам Андрея Нэстасе, совет не собирается отказываться от своих требований и обещаний. «Мы остаемся на площади. Мы никуда не уйдем!» — заверил Нэстасе (цитата по Интерфаксу). В воскресенье премьер Стрелец выразил готовность встретиться с протестующими, однако переговоры не состоялись: сторонам не удалось договориться о месте их проведения. На следующий день участники протеста призвали иностранных дипломатов выступить посредниками на переговорах с властями.
Угроза переговорам с МВФ
Власти страны в свою очередь обвинили митингующих в создании угрозы экономической безопасности: Стрелец заявил, что протесты срывают переговоры о предоставлении помощи с Международным валютным фондом, делегация которого прибудет в Кишинев 22 сентября. В июне представители МВФ не приехали в Молдавию из-за отставки премьера Габурича. Страны-доноры, а также международные финансовые институты прекратили финансовую помощь до тех пор, пока правительство не подпишет меморандум с фондом. По этой причине Всемирный банк и ЕС не выделили €40 млн и 41 млн соответственно.
Акции протеста, в том числе партийные, проходят в Кишиневе регулярно, но эта отличается своим бессрочным характером и готовностью митингующих остаться в палаточном городке, говорит молдавский политолог Алексей Тулбуре. Прошлые протесты власть игнорировала, и они сходили на нет, но теперь ситуация сложится иначе, если протестующие будут последовательно, четко и ясно следовать плану, полагает эксперт. Одно из требований протестующих — проведение досрочных выборов, однако для их проведения надо сменить руководство Центральной избирательной комиссии, полагает эксперт. Если выборы будут проведены честно, то парадоксальным образом на них могут победить пророссийские силы, хотя протестующие на площади выступают за союз не с Россией, а с ЕС, указывает Тулбуре.
Противники проевропейского курса хоть и сами являются объектами критики митингующих, но используют протесты, чтобы лишний раз раскритиковать власти. Крупнейшая за последние 20 лет акция протеста в Молдавии означает провал политики европейской интеграции, которую проводят власти страны, прокомментировал продолжающийся в Кишиневе протест лидер главной оппозиционной Партии социалистов Игорь Додон.
Однако Нантой замечает, что требование досрочных выборов априори нереализуемо: конституция не предусматривает быстрых способов их объявления. По мнению политолога, власти могут пойти на имитацию уступок и изменений, чтобы «выпустить пар из котла». Оценивать перспективы протеста, по его словам, на данный момент сложно еще и потому, что сама гражданская платформа стоит на перепутье: часть ее активистов выступает за создание партий, часть хочет остаться арбитром над схваткой, пока у общества нет вменяемой альтернативы власти. Возможно и то, что протест выдохнется, однако пока он шел по нарастающей и власть достаточно неадекватно реагирует. Попытка организовать одновременно с акцией концерт российских звезд показывает, что власть панически воспринимает акции протеста, уверен Нантой. В день митинга на средства госкомпании «Молдтелеком» был организован концерт звезд российской и молдавской эстрады, при этом многие его молдавские участники в итоге отказались от выступлений.
Это был крупнейший митинг за последние десятилетия, он похож на митинги начала 1990-х, тем не менее в нем участвовало менее 1% населения республики, поэтому говорить о том, что страна на пороге «цветной революции», нельзя, прокомментировал события бывший вице-премьер Молдавии Александр Муравский в интервью латвийской радиостанции Baltkom.
События в Молдавии нельзя сравнивать с украинскими революциями: у протестующих и действующих властей нет противоречий в идеологическом и внешнеполитическом плане: они хотят только смены политических фигур, для чего можно провести досрочные выборы, говорит замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин. Претензии протестующих эксперт называет обоснованными, а дальнейшие действия властей будут зависеть в том числе и от того, какую позицию займут европейские партнеры Кишинева. Пока западные столицы сдержанно комментируют происходящее в Молдавии, но в своей августовской статье в The New York Times генсек Совета Европы Турбьерн Ягланд подверг молдавское руководство критике за невозможность справиться с коррупцией, напомнив, что Евромайдан на Украине спровоцировали действия властей.