В Петербурге арестован следователь, забывший обвинить арестованного

Источник
По редчайшему служебному подлогу в Петербурге задержан следователь. По мнению СК, он забыл предъявить арестанту обвинение и подделал документы, чтобы тот остался под стражей.
Следственный комитет по Василеостровскому району к вечеру 13 июня задержал на двое суток своего коллегу – следователя УМВД по тому же Василеостровскому району, 27-летнего Асама Кулиева. Ему вменяют часть первую статьи 292 УК РФ – «Служебный подлог».

Сам факт вряд ли можно назвать уникальным, но «Фонтанка» выяснила те нюансы, что, безусловно, станут прецедентными для новейшей истории петербургской юстиции. Ведь сотрудника подозревают в том, что, забыв предъявить обвинение своему подследственному, он сфальсифицировал документы. Хотя должен был выпустить задержанного на свободу и получить служебное взыскание вместе со своим начальником. Кстати, его помощник– адвокат уже лишен статуса.

Для начала введем в процессуальный курс: как правило, следователь ходатайствует перед судом об аресте еще подозреваемого. После чего в течение десяти суток обязан предъявить обвинение. Если же он этого не сделает, сотрудники следственного изолятора держать у себя подследственного не будут.

История началась в середине июля 2017 года, когда в Следственном управлении УМВД по Василеостровскому району был задержан гражданин Гапеев, и притом за сбыт наркотиков. Суд его арестовал, а следователь Кулиев, в чьем производстве на тот момент находилось дело, если просто сказать, проворонил сроки предъявления обвинения. Кстати, начальнику Василеостровского следствия, полковнику Елене Пинчук, можно адресовать тот же вопрос. Таким образом, арестованного надо было отпускать и получать «пряники» по служебной линии.

Но, судя по сегодняшней новости, решили выкрутиться. Как теперь указано в материалах дела Следственного комитета, «в целях облегчения для себя порядка предъявления обвинения и допроса обвиняемого… объяснения обвиняемому существа предъявленного обвинения и его прав… выяснения у обвиняемого, признает ли он себя виновным… внес в постановление о привлечении в качестве обвиняемого Гапеева ложные сведения…». Также следователю инкриминируется и подделка протокола допроса «обвиняемого».

В этом, кстати, принимал участие и искусственный защитник арестованного – адвокат Лидия Красавина. И все – находиться арестованному в «Крестах» стало можно.

Прошло еще немного времени, и у обвиняемого предсказуемо появился новый адвокат. Он достаточно быстро выяснил, что его подзащитный ничего такого не подписывал. Ни в протоколе допроса, ни в постановлении. Так весь этот алгоритм появился на столе прокурора Василеостровского района Рустама Богатырева.

Проверка показала очевидное, вплоть до того, что в день предъявления обвинения в следственный изолятор следователь и адвокат вовсе не заходили. В результате в ноябре 2017 года было возбуждено уголовное дело по очень редкой статье 303 УК РФ – «Фальсификация доказательств, повлекшая тяжкие последствия», а 13 декабря 2017 года фигуранта освободили из-под ареста. Тогда дело было возбуждено в отношении неустановленного лица, кто согласно тексту «ограничил права гражданина на свободу и личную неприкосновенность».

За прошедшее время Кулиева и Красавину, конечно, допрашивали. Они выдвинули версию, что обвинение было предъявлено чуть ли не в зале суда после оглашения ареста. Здесь даже автор статьи берет на себя полномочия сказать, что это абсурд: если ты можешь предъявить сразу, то и в суд уходит ходатайство уже на обвиняемого.

Потом и почерковедческая экспертиза сказала свое слово и все заработало быстрее. Для начала адвокат Лидия Красавина в мае этого года была лишена своего статуса.

Как «Фонтанке» прокомментировали в Следственном комитете Петербурга, а возбуждение таких дел санкционирует только глава ведомства Александр Клаус, «в Василеостровском следствии все думали, что спустят на тормозах, а мы их предупреждали, между прочим».

– У нас волосы дыбом! Из-за такой ерунды следователя закрывать! – так нам ответили в самой полиции острова.

– Говорят, из-за ерунды вашего следователя задержали? – продолжала «Фонтанка» расспрашивать его коллег, когда собирала информацию.

– Это не ерунда, дружище журналист, совсем не ерунда, – грустно ответил автору один из его коллег.

Что касается Гапеева, проходящего по делу о сбыте, то результаты оперативно-разыскных мероприятий никто не отменял и сегодня его дело расследуется уже совсем другим следователем.