В разных округах столицы один за другим разгораются конфликты вокруг новых строительных планов девелоперов. Торговый центр на Патриарших, элитный жилой дом на Пресне, яхт-клуб в Тушино и некоторые другие проекты объединяет непонимание между жителями, местной властью и застройщиками. О том, как в наше время жители борются с, казалось бы, забытой с «лужковских» времен точечной застройкой, «Известиям» рассказали муниципальные депутаты и участники инициативных групп районов.
В Пресненском районе жители выступают против реконструкции здания Автоматической телефонной станции (АТС) на Большой Грузинской улице с превращением его в многоквартирный дом.
— Шестиэтажное кирпичное здание телефонной станции было построено в 1970 году и на протяжении многих лет, как и другие АТС в Москве, принадлежало МГТС, — рассказал координатор инициативной группы местных жителей Кирилл Никитин. — Затем компанию приватизировала АФК «Система», было проведено техническое перевооружение АТС: аналоговое оборудование поменяли на цифровое. Необходимость в зданиях АТС отпала, поскольку для размещения нового оборудования стало достаточно нескольких комнат.
Тогда же была принята городская программа переоборудования зданий АТС в отели, и компания «МГТС-Недвижимость», попыталась начать реализовывать этот проект и на Большой Грузинской. Но жители близлежащих домов выступили против, и коллективными усилиями получилось отменить строительство.
По словам Никитина, жители опасаются, что после заселения нового дома вырастет нагрузка на школы и детсады, которые и так забиты под завязку. К тому же ни само место, ни здание не приспособлены для переоборудования в жилой дом:
— Земля и здание имеют промышленное, не жилое предназначение. Но даже если изменить вид использования и назначение земли, жилой дом там все равно не помещается. В соответствии с проектом высота строения будет увеличена с 22 до 36 м, там появятся 31 квартира и отдельное здание лифтового гаража, которое не помещается на участке по строительным нормативам, хотя и предусмотрено представленным предпроектом.
Муниципальный депутат Пресненского района Татьяна Грехова отметила, что и сама процедура сбора подписей оказалась некорректной:
— По Градостроительному кодексу к общественным слушаниям должны допускаться люди, живущие в квартале или микрорайоне. В нашем случае речь идет о жителях кадастрового квартала, но в итоге оставляли свои подписи жители и сотрудники организаций со всего района. Пресненский район большой — от Патриарших прудов до «Москва-Сити». И когда человек, прописанный или работающий в 5 км, в «Макдоналдсе» или «Медси», приходит в управу и оставляет подпись, заявляя, что поддерживает строительство, это кажется очень подозрительным.
Непкоторые шансы на победу, судя по словам чиновников и застройщиков, у пресненских общественников есть. Пресс-секретарь префектуры ЦАО Павел Большунов заявил «Известиям», что если жители и депутаты будут против, то обсуждение проекта отложат и направят на доработку «в части коррекции технико-экономических показателей».
— Всего на Пресне предстоит публично обсудить восемь проектов, — отметил Большунов. — Решение о проведении слушаний принимает окружная комиссия. Далее организуется экспозиция материалов для обсуждения и сбора мнений. Советы депутатов вносят свои предложения, которые учитываются и направляются вместе с проектом в городскую комиссию. Все депутаты имеют право быть участниками слушаний. Если Совет депутатов рекомендует отказаться от реализации проекта, то в течение трех дней его мнение направляется в Москомархитектуру. Позиция депутатов хоть и не является определяющей, но носит рекомендательный характер. Их замечания учитываются также в протоколе публичных слушаний. В настоящее время городская политика нацелена на удобство и комфорт жителей.
Представитель компании-застройщика «Лидер-Инвест», имеющей статус единоличного исполнительного органа «МГТС-Недвижимости», заявил, что пока идут публичные слушания, никаких окончательных решений принято не было.
— Если будут приняты какие-либо решения по развитию данного участка, то собственник будет действовать в рамках существующего законодательства и правового регулирования, — пояснили в компании.
В Тушино возник другой конфликт, связанный со строительством элитной зоны отдыха. Народный парк, месторасположение которого не было согласовано ни с жителями, ни с муниципальными депутатами района, создали там, где проходит высоковольтная ЛЭП, а 10 га зеленой территории района на берегу Химкинского водохранилища собираются отдать под яхт-клуб с пляжем, ресторанами, отелем и вертолетной площадкой. Местные жители опасаются, что их лишат доступа к любимому месту отдыха.
— Сейчас это свободная открытая зеленая зона у воды на месте бывшего спорткомплекса «Трудовые резервы», — объяснил муниципальный депутат района Тушино Михаил Песков. — Там есть парк, это излюбленное место для прогулок тушинцев. Мы очень сомневаемся, что зона отдыха с такой инфраструктурой, как яхтенный причал и вертолетная площадка, будет находиться в свободном доступе. Префект заявил, что против воли людей ничего делаться не будет, и пообещал создать рабочую группу, куда войдут жители, представители префектуры, управы, инвестора и муниципальные депутаты.
Лидер инициативной группы жителей Лариса Чарковская считает, что рекреационную зону превратят в элитный жилой комплекс:
— Уже были попытки застроить эту территорию, но по Генплану 2010 года она предназначается для рекреационно-спортивных целей, и нам удалось ее отстоять. Теперь появился новый проект. Здания 35 м в высоту, среди которых апарт-отель, по сути, апартаменты, которые будут сдаваться в аренду или продаваться. Все остальное: яхт-клуб, рестораны, торговый центр — лишь инфраструктура для элитного жилого дома. Мало того что прямо перед окнами построят такой комплекс, так и от воды мы тоже окажемся отрезанными.
Вице-президент Международного конгресса промышленников и предпринимателей Юрий Виноградов, представлявший общественности проект застройщика «Балтийская строительная компания», говорит, что у жителей нет причины волноваться:
— Был представлен неутвержденный предпроект, куда с учетом мнения жителей будут вноситься корректировки. Яхт-клуб там уже есть, но он нуждается в реконструкции. В целом этот проект — классический пример государственно-частного партнерства. Уже сейчас проведена уборка территории, берега будут укреплены и облагорожены. На этом месте будут построены крупный спортивно-медицинский центр, крупный клуб, гостиница для спортсменов — никакого жилого дома там не будет. Для жителей будет свободный доступ к воде — и 25-метровая береговая зона, где ничего не будет построено, там жители смогут заниматься любыми видами спорта и гулять. В любом случае после утверждения на градостроительно-земельной комиссии проект будет вынесен на публичные слушания... Мы знаем о недовольстве жителей высотой будущего спортивно-медицинского центра — и, конечно, ее можно уменьшить на 1–2 м.
Председатель Коллегии адвокатов Константин Трапаидзе уверен в том, что общественные слушания носят формальный характер:
— У нас роль общественных слушаний сводится к предоставлению возможности жителям и депутатам высказать свое мнение. Решения все равно принимают власти. Хорошим примером является случай с Химкинским лесом, когда Дмитрий Медведев приказал приостановить работы по строительству дороги и провести общественные слушания. В результате дорога все равно была построена. В Европе, особенно в cкандинавских странах и Германии, общественным слушаниям отводится значительная роль, хочется надеяться, что когда-нибудь так будет и в нашей стране.
Экс-глава НИиПИ Генплана Москвы Сергей Ткаченко считает, что само понятие «точечная застройка» не совсем корректно в условиях города, существующего на протяжении веков:
— В городе с исторически сложившейся застройкой любой новый объект можно назвать «точечной застройкой». Жители всегда будут против того, чтобы рядом с их домом что-то строилось, такова человеческая психология. Сам термин «точечная застройка» был придуман при бывшем мэре Лужкове, хотя нельзя сказать, что тогда строилось больше объектов в сложившихся районах, чем сейчас, просто теперь это называется «уплотнением исторической ткани города». Это естественное развитие городов, в этом нет ничего плохого, разумеется, при соблюдении санитарного и природоохранного законодательства, закона о культурном наследии. В коммерческих проектах нет ничего априори вредного, ведь потом эти средства идут на ремонт дорог, строительство детских садов и поликлиник. Другое дело, что все должно быть в меру. Необходимо прислушиваться к мнению жителей и, самое главное, разъяснять все особенности проекта, все его плюсы и минусы.