IT-компания CorpSoft24 пожаловалась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на закупку Московским метрополитеном услуг по разработке системы на базе решений 1C. Компания победила в тендере, но метрополитен признал ее уклонившейся от заключения контракта и внес в реестр недобросовестных поставщиков. В метрополитене утверждают, что CorpSoft24 предоставила обеспечение исполнения контракта с нарушениями. Эксперты отмечают, что организаторы торгов могут использовать формальные несоответствия в документации, чтобы не допустить нежелательного победителя.
“Ъ” обнаружил на портале госзакупок, что тендер дирекции транспортных закупок (ДТЗ) Москвы на 44 млн руб. приостановлен 26 октября по жалобе CorpSoft24 в управление ФАС по Москве. ДТЗ проводила закупку на разработку и внедрение информационной системы паспортизации и управления имуществом на базе системы 1С для метро Москвы. ФАС рассмотрит жалобу 9 ноября.
CorpSoft24 (АО «Корп Софт») была единственным участником и победителем тендера. Компания направила организатору торгов в качестве обеспечения исполнения работ банковскую гарантию в размере 4,4 млн руб. и, со своей стороны, подписала контракт. Но заказчик опубликовал протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта, заявил о несоответствии его банковской гарантии условиям закона «О закупках для государственных и муниципальных нужд» (№44-ФЗ) и внес его в реестр недобросовестных поставщиков.
В пресс-службе подземки “Ъ” подтвердили эту информацию, отметив, что «денежные средства, инициативно направленные участником в адрес метрополитена в счет обеспечения контракта, возвращены в полном объеме».
«Сотрудники ДТЗ ни разу не пошли на контакт с нами и вывесили решение за пять минут до окончания рабочего дня в последний день подписания контракта»,— рассказал гендиректор CorpSoft24 Константин Рензяев.
В компании трактуют действия ДТЗ как «попытку сознательно и умышленно лишить выигранного контракта», подозревая «коррупционную составляющую» и обещая «отстаивать свои права в суде».
Закупки московского метро неоднократно вызывали претензии участников торгов. В феврале иск к ГУП «Московский метрополитен» подал производитель пластиковых карт «Оренкарт»: компания заключила с заказчиком контракт, который после тестирования карт был расторгнут (см. “Ъ” от 8 февраля). Из-за жалобы в ФАС «ВДМ Групп» была приостановлена закупка метрополитеном 18,4 млн смарт-карт «Тройка» (см. “Ъ” от 16 сентября 2020 года). По мнению «ВДМ Групп», требованиям соответствовали только чипы NXP (один из крупнейших производителей полупроводников в мире).
Согласно закону о госзакупках, не допускается предъявлять к претендентам требования по критериям и в порядке, которые не указаны в документации, говорит партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель. Поэтому зачастую сами условия закупки формулируются так, чтобы максимально осложнить потенциальным участникам возможность принять в ней участие, поясняет юрист. Кроме того, отмечает он, организаторы торгов с целью не допустить нежелательного победителя могут использовать или «находить» формальные нарушения в документации в качестве основания для отмены самой закупки. Вопрос наличия в действиях организатора закупки коррупционной составляющей, добавляет господин Учитель, является прерогативой правоохранительных органов, которые должны будут по заявлению пострадавшей стороны провести проверку.
Владимир Путин, президент РФ, на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам в 2019 году:
«Сомнительные практики организации конкурсов для госзакупок необходимо пресекать».
Раньше госзаказчики и УФАС более широко подходили к трактовке условий гарантии, однако это периодически приводило к проигрышу в судах заказчиков, говорит адвокат Forward Legal Людмила Лукьянова. Сейчас подход ужесточился, отмечает эксперт, и лучший способ избежать разногласий и споров с заказчиком — предоставлять гарантии, точно соответствующие условиям, установленным законом.