На уголовном деле о возможном откате и особо крупном мошенничестве в отношении заурядного начальника Следственный комитет не остановился. По другому эпизоду, о сомнительном распределении госконтрактов, ведомство проявляет интерес к сотруднику центрального аппарата МЧС. Также петербургские следователи изучают амбициозное, с налетом утонченности, освоение ведомством Владимира Пучкова глухих лесов Северо-Запада.
Жизненная необходимость
В начале июля 2013 года оперативники ФСБ и следователь по особо важным делам петербургского СК вошли в здание Северо-Западного регионального центра МЧС (СЗРЦ) на Металлистов, 119. Постучались в кабинет начальника отдела капстроительства Руслана Гареева. Приход объяснили подозрением на особо крупное мошенничество при исполнении госконтракта на строительство и реконструкцию учебно-тренировочного комплекса поисково-спасательного отряда (СЗРПСО) на территории бывшей воинской части в Мурино.
По версии следствия, Руслан Гареев принял работы у подрядчика “Лапин Энтерпрайз”, поставив условие о 15-процентном откате. Якобы взял 30 млн рублей из выделенных федеральным бюджетом 213. Еще 49 млн из этой суммы ленинградское теруправление Росфиннадзора и Северо-Западный филиал ФГУП “Проектный институт” ФСБ России недосчитались, когда с рулеткой и гостовской документацией проверили отстроенную базу отряда. Тринадцатый арбитражный апелляционный суд постановил, что эти деньги спасатели должны вернуть в казну как необоснованно выплаченные.
Оперативная разработка Гареева совпала с еще одним малоприятным для спасведомства случаем. В начале 2013 года у СЗРЦ сорвался аукцион на строительство авиацентра в Красногвардейском районе за почти 1 млрд федеральных рублей, участок под который выделила администрация Петербурга. Руслан Гареев, который отвечал за конкурсную документацию, выступил перед Общественным советом МЧС, судя по всему, горячо и пламенно.
Ведомственный сайт сообщал тогда: “Авиационный центр службы спасения, с базированием вертолетной техники, необходим жителям города. Ценой решения этого вопроса Руслан Гареев назвал ни много ни мало жизни и здоровье людей, которых могут не успеть в срок доставить в больницы или эвакуировать из зоны чрезвычайной ситуации. Члены Общественного совета выступили в поддержку строительства вертолетной площадки и ходатайствуют о поддержке в администрацию города”.
Начальник отдела капстроительства, видимо, из ложной скромности не упомянул, что отсутствием вертодрома город во многом обязан самому МЧС. Тендер на строительство отменили из-за того, что не было проекта. В 2010 году СЗРЦ объявил конкурс на проектирование авиацентра за 30 млн рублей. Ответственные лица МЧС подписали акты приемки и перевели все средства как за полностью выполненную работу. Но есть предположение, что себестоимость проекта составила не больше 10 млн, а остальные деньги осели в неустановленных карманах.
Проект, по которому СЗРЦ собирался строить вертодром, отдали в Главгосэкспертизу на утверждение весной 2011 года. Говорят, специалисты часто хватались за голову при изучении документации. Выкатили пухленькую, страниц так на пятьдесят, претензию с указанием на многочисленные нарушения и резюмировали: такое строить категорически нельзя.
Исполнитель проекта, как уточнил в разговоре с “Фонтанкой” следователь по особо важным делам ГСУ СК по Петербургу Антон Бесхмельницын, больше двух лет, до августа 2013-го, не мог устранить замечания.
“При этом без проекта, прошедшего Главгосэкспертизу, Северо-Западный региональный центр МЧС разместил конкурс на строительство вертодрома в начале 2013 года”, - подчеркнул следователь.
9 сентября в ГСУ возбудили еще одно уголовное дело. Суть - хищение в особо крупных размерах на стадии проектирования авиацентра. В материалах пока нет конкретных подозреваемых.
“С большой вероятностью фигурантами станут должностные лица МЧС”, - уточнил Антон Бесхмельницын.
Руслана Гареева в рамках первого дела арестовали. Он занял глухую оборону, наняв трех адвокатов. Бизнесмену, якобы попавшему в “откатную” зависимость, тоже предъявили обвинение. Со следствием он сотрудничает.
Как бы второпях
По делу о строительстве базы поисково-спасательного отряда допрашивали в качестве свидетеля тогдашнего заместителя начальника СЗРЦ МЧС Беслана Гогохия. Он курировал госзаказы. Но заказчиком того контракта выступил сам поисково-спасательный отряд. А вот в проектировании вертодрома роль чиновника, благодаря подписям под документами, вероятно, следователи сочтут более значительной.
Некоторые находят связь между возбужденным делом и отправкой Беслана Юрьевича в Москву на повышение. Многим она показалась спешной. А перед отъездом в центральный аппарат МЧС Беслан Юрьевич как бы второпях заканчивал вторую очередь одного из самых амбициозных проектов министерства - учебно-спасательный центр (УСЦ) “Вытегра” в Вологодской области.
Перед новым 2014 годом Гогохия с мануфактурной скоростью, по несколько штук в день, ставил подписи под госконтрактами на высокооплачиваемые работы и поставку дорогих товаров. Чем, собственно, привлек внимание. Подразделение МЧС в медвежьем углу Вологодчины, созданное для обучения, поиска и спасения, благодаря содержанию госзаказов на десятки миллионов рублей и громким заявлениям чиновников быстро приобретало очертание комфортной резиденции с возможностью отдыха, торжественных приемов и воплощения амбициозных бизнес-идей.
Менялись взгляды
Вытегорский район, 70 процентов которого занимают леса с редкими деревнями и дорогами, полутора тысячами озер, заброшенным аэродромом, огромными рыбными и охотничьими ресурсами, чистейшим воздухом, нехваткой детсадов и магазинов, замелькал в речах первых лиц МЧС лет пять назад. В 2009 году на юго-восточном побережье Онежского озера, в окрестностях деревеньки Устье, открыли учебно-спасательный центр (УСЦ) “Вытегра”. Находится он на мысу. В чрезвычайной, но чертовски красивой глухомани.
Уже тогда местные журналисты рассуждали о назначении центра. Спросили на открытии главу МЧС Сергея Шойгу, не станет ли УСЦ местом отдыха вип-персон. На что министр, как передавала пресса, ответил жестко:
- В каких классах вы желаете отдыхать? Водолазной или судоводительской подготовки? Здесь люди будут учиться, а не отдыхать.
Начальная смета центра составляла 320 млн рублей, но со временем она точно, судя по затраченным в рамках госконтрактов суммам, перевалила за полмиллиарда, а по некоторым подсчетам - приближается к 1 млрд. Точнее посчитать невозможно, потому что проект неоднократно дорожал.
В первую очередь построили админстративный корпус, общежитие на 40 мест, тренажеры, автозаправку, музей спасательного дела, конно-кинологический комплекс из деревянных конюшни и вольера для шести собак.
Государственными деньгами распоряжался СЗРЦ МЧС. Судя по отчетным документам на сайте госзакупок, в разработке заказов УСЦ по Федеральной адресной инвестиционной программе участвовали Руслан Гареев как начальник отдела капстроительства и Беслан Гогохия - как ответственный. Он согласовывал почти каждый контракт.
Одни и те же
Летом 2012 года СЗРЦ начал освоение бюджетных средств, выделенных на вторую очередь УСЦ. В июне фирма ООО “Инсет” Роберта Гурчиани, выходца из Абхазии, как и Гогохия, выиграла конкурс на учебно-моделирующий комплекс для отработки новых техсредств и технологий аварийно-спасательных работ за 32 млн рублей.
Осенью Гогохия согласовал контракт стоимостью 227 млн. За эту, как предполагается, сумму компания “Эталон”, ставшая единственным участником конкурса, к декабрю 2013-го должна была возвести общежитие, закрытую автостоянку и учебные точки. По информации “Фонтанки”, фактически работы выполнял субподрядчик “Инсет”. Общежитие еще не построили.
В марте 2013-го СЗРЦ попытался провести тендер на строительство реабилитационного центра (в планах МЧС там же, в УСЦ, лечить и восстанавливать спасателей. - Прим. ред.) на 138 млн. Конкурс признали несостоявшимся. В мае его снова провели, и крупный подряд взял “Эталон”, который опять передал работу и, соответственно, деньги компании Гурчиани. Центр еще не готов.
“Эталон” с 2012 года побеждал только в конкурсах, объявленных подразделениями МЧС (в основном СЗРЦ. - Прим. ред.), благодаря чему ему выплатили 630 млн рублей из федерального бюджета.
В июле 2013-го СЗРЦ объявил вторую очередь строительства УСЦ, и на работу за 61 млн подрядился опять же единственный участник - фирма “ЭнергоСервис-Нева”. Заказы по линии регионального центра МЧС на сотни миллионов рублей она исправно получала с 2011 года.
Осенью 2013 года, судя по сайту госзакупок, началось наполнение зданий “Вытегры”, причем не показалось, что спасатели думали об экономии бюджета. В октябре Беслан Гогохия утвердил контракт на поставку мебели: СЗРЦ платил 3,2 млн рублей за вращающиеся стулья с ограничением по весу не меньше 98 килограммов, стулья полумягкие, диваны “Парламент 3”, столы обеденные строго оговоренного “фасона”. Подряд взяло ООО “Группа компаний "СоюзИнвест”, ставшее в 2013-м “домашней” фирмой для СЗРЦ. Оно же получило 1,9 млн рублей по конкурсу на средства связи и радиовещания - под ними спасатели понимали цифровую конференц-систему, видеоконференц-устройство типа “Танберг” и спутниковый телефон.
В ноябре Беслан Гогохия согласовал контракт с “СоюзИнвестом” на поставку ультрасовременного оборудования под видом приемопередающей аппаратуры для нужд “Вытегры”. 2,2 млн рублей СЗРЦ платил за широкоформатный телевизор Philips Cinema Gold или эквивалент диагональю не меньше 50 дюймов с функцией 3D и LED-подсветку с поддержкой записи видео на USB, а также 32 телевизора LCD с диагональю 19 - 42 дюйма. Еще спасатели за бюджетные деньги получили домашний кинотеатр (рыночная цена, если исходить из заданных характеристи, - 35 - 40 тысяч рублей. - Прим ред.), проектор, стереосистему для использования в домашней студии или мультимедийных приложениях, а также инструментального или вокального мониторинга.
Почти одновременно “СоюзИнвест” выиграл конкурсы на поставку водно-технического, производственного и промышленного оборудования общей стоимостью 2,7 млн рублей, а также на 15 интерактивных столов - за 7,2 млн. Несмотря на то, что в интернет-магазинах их продают за 315 тысяч рублей, МЧС они обошлись в 480 тысяч за штуку. Эта фирма и вторая, “Эмеркомпроект”, распределили между собой львиную долю контрактов на вторую очередь строительства УСЦ. Генераторы, водолазное и пожарное оборудование, спецодежда, вычислительная техника, стиральные и поломоечные машины, учебная литература о лошадях и собаках - эти подрядчики, кажется, готовы поставить что угодно.
Нашлось место эстетическим изыскам. СЗРЦ заказал в учебно-спасательный центр шторы с ламбрекеном за 4,6 тысячи рублей штука - на каждый оконный блок. Одним из последних объявили конкурс, который никак не вяжется с уставной деятельностью спасателей и педагогов МЧС в целом и “Вытегры” в частности, - на поставку комплектов посуды для торжественных приемов на 1 млн 145 тысяч 50 рублей и 10 копеек.
Судя по списку заказанного, на территории спасательного центра будут употреблять спиртное. Посуда для напитков разнообразна. В УСЦ должны уже были завезти по 240 бокалов для вина (высокий и пониже), шампанского, коньяка или бренди, стаканов для виски, воды или сока, рюмки.
Потчевать гостей будут из столовых сервизов “Охота белая” на 6 персон из 26 предметов цвета нежной белой глазури с золотым покрытием. К тарелкам обязательны супница, масленка с крышкой, набор для специй, салатник, соусник. Кофе и чай подадут в сервизах “Отводка золото” бренда Bernadotte.
Икорницы, сухарницы, молочники, конфетницы, блюда овальные, лимонницы, подносы с ручками, тортницы, подставки для яиц, менажницы - как само собой разумеющееся.
Кухню тоже обеспечили всем необходимым. Картофелечистка, морозильный ларь, напольные весы, посудомоечная машина, машина протирочно-резательная, которая умеет нарезать сырой картофель брусочками 10 на 10 миллиметров производительностью не меньше 350 килограммов в час. А протирает картофель, допустим для драников, со скоростью 10 кило в минуту. Мясорубка, овощерезка, пароконвектомат, слайсер для нарезки твердых сыров, колбасных изделий, ветчины и других гастрономических продуктов смотрятся в описи кухонной утвари скорее как приятное дополнение, нежели необходимая составляющая жизни и работы спасателя.
Скудная ротация
Насчет скудной ротации фирм по линии заказов СЗРЦ МЧС бытует три версии. Первая, самая простая, - заинтересованность самих компаний в щедрых, чего уж греха таить, предложениях. По второй, бизнесмены связаны дружественными отношениями с руководством регионального центра. Третья повествует о вероятной принудительной спайке компаний с заказчиком, ее некоторые называют “золотыми наручниками”. Якобы фирму, заключившую контракт, настоятельно просят выполнить работы на стороне, не предусмотренные техническим заданием конкурса. Например, дом или дачу построить. Взамен, судя по этой версии, обещают легко, без придирок, подписать акт приемки, а на будущее - обеспечить победу в следующем, не менее хлебном, конкурсе. Фирма, заручившись поддержкой заказчика, но вкладывая свои деньги в сторонние работы, заявляется на следующий конкурс, выигрывает, и так далее.
Не бесплатно
Центр рассчитан на сотню человек - спасателей, обслуживающего персонала и педагогов. Годовая норма обучения и повышения квалификации - 600 слушателей. Абсолютное большинство сотрудников живут за периметром, некоторые - за сорок километров от УСЦ. К их услугам автобусы развозки. Иногородних, насколько мы поняли из осторожных рассказов сотрудников центра, в общежитие селят редко. Жилплощадь вроде дают только тем, кто не может снять квартиру. Сейчас в общежитии на 40 человек живут, как говорят, четыре семьи.
Бесплатно не кормят, за исключением дежурной спасательной смены.
- Рублей 150 на обед хватает? - поинтересовались мы у административного работника.
- Да, еще остается.
- Как вам новенькие компьютеры и телевизоры с домашним кинотеатром?
- Мы их еще не видели… - после честной фразы собеседник и вовсе замкнулся.
В УСЦ около 60 спасателей. Работают в четыре смены по 8 - 10 человек. В теории у них высокие задачи - быть готовыми к ЧС на Волго-Балтийском пути, Онежском озере и окрестных лесах. Но, судя по отчетам МЧС, работой не загружены. 10 января вырезали из машины погибшего в ДТП, 27 декабря участвовали в освящении своего же храма, 24-го вытягивали лебедкой “КАМАЗ” из кювета, а 23 ноября пригодились лошади и собаки. Охотники пропали, за ними послали кинологический и конный расчеты. “Собаки взяли след и вышли на место, где находились охотники”, - отрапортовали в Вологодском управлении МЧС.
Лес и щепки
Центр создавали по скромному проекту - для профподготовки, повышения квалификации, аттестации специалистов МЧС, предупреждения и ликвидации последствий ЧС. Предполагалось, что он станет третьим в России после челябинского и красноярского, - сугубо “рабочей” лошадкой для нужд министерства.
Однако статус “Вытегры” рос пропорционально визитам высоких гостей и их заявлениям. По нескольку раз в год приезжает сенатор от Вологодской области, вице-спикер Совета Федерации, экс-правая рука Сергея Шойгу, Герой России, председатель высшего совета Российского союза спасателей Юрий Воробьев (в высший совет также входят главный распорядитель по госконтрактам по “Вытегре” Гогохия и начальник УСЦ Александр Лабардин. - Прим. ред.).
Еще в сентябре 2011 года сенатор вкратце обрисовал виды федеральных властей на Вытегорский район, а точнее - окрестности учебно-спасательного центра. По его словам, есть идея создать в этих местах базу хранения и обслуживания больших катеров и яхт. Если верить сообщениям прессы, Юрий Леонидович пояснил, что российские владельцы судов держат их в Финляндии, а могли бы - в Вытегре.
Он же пообещал газификацию окрестностей. С инфраструктурой придет и туристический бизнес.
Не без поддержки Воробьева и главы МЧС Владимира Пучкова (тоже частый гость в УСЦ. - Прим. ред.) рядовой, каких в стране сотни, дороге Вологда - Медвежьегорск, которая проходит недалеко от “Вытегры”, на днях присвоили статус федеральной. Соответственно, обеспечили финансирование на порядок выше. По этой трассе москвичам проще добраться до Онеги. Щедрый на обещания Юрий Леонидович заверил, что дорогу до Петербурга тоже отремонтируют.
Глава МЧС тоже не останавливается на совершенствовании территории вокруг учебно-спасательного центра, который благодаря щедрым ассигнованиям приобретает вид рекреационной зоны. При Владимире Пучкове уже работает группа по реконструкции заброшенного аэропорта, который, по плану, сможет принимать крупнотоннажные самолеты, вероятно, не только ведомственные, но и гражданские.
В ГСУ СК по Петербургу мыслят менее глобально. Следователь Бесхмельницын подумывает съездить в учебно-спасательный центр и наглядно сверить госконтракты СЗРЦ с постройками и “начинкой”.