Один из крупнейших поставщиков металлопроката на рынки России и СНГ – екатеринбургская «Сталепромышленная компания» – стал, по всей вероятности, объектом для реализации мошеннических схем. Так, предприниматели Кургана, специализирующиеся на строительных работах, стали массово получать документы с предложениями принять участие в закрытом конкурсе на снос здания, принадлежащего региональному филиалу компании. В фирмы на официальных бланках поступили техническое задание, смета и извещение о проведении отбора заявок на демонтажные работы. Более того, с потенциальными подрядчиками связывался представитель «Сталепромышленной компании». Однако в самом предприятии категорически заявляют, что сносить офис в Кургане не планируют, а схожие предложения получали и предприниматели из других регионов России. Сейчас в штаб-квартире инициировано внутреннее расследование, а в профсообществе на этом фоне говорят о потенциальных выгодоприобретателях схемы, причем ряд собеседников агентства даже предполагают, что ее корни «могут вести на Украину, в ЦИПСО, где методы выкачивания денег постоянно оттачиваются».
Курганские предприниматели сообщили о предложениях, полученных от лица «Сталепромышленной компании» (СПК, Екатеринбург), одного из ведущих игроков на российском рынке металлопроката, принять участие в конкурсе по демонтажу здания регионального филиала.
В дальнейшем выяснилось, что в самом предприятии об этих планах не знают.
По словам собеседников издания, в середине января они стали получать документы от головного офиса «Сталепромышленной компании» в Екатеринбурге. Некто Руденко рассылал предложения принять участие в закрытой процедуре отбора исполнителя на выполнение работ по демонтажу здания филиала в Кургане. При этом пакет документов, включавший техзадание, извещение и подробную смету, представлял собой официальные бланки с реквизитами.
Исходя из предложения, работы стоимостью более 8,2 млн рублей предлагалось выполнить за 60 дней с февраля. В зауральских компаниях проявили интерес к работам.
«Мне позвонил Антон Руденко и уточнил, занимаемся ли мы сносом зданий. Получив утвердительный ответ, сказал, что «Сталепромышленной компании» требуется снести здание в Кургане. Но прежде чем направить им свои предложения, решил съездить и оценить будущий фронт работ и был очень удивлен. Обычно такие здания выглядят плачевно. А это живой функционирующий офис. Зашел уточнить. А мне в ответ: «Вы тоже нас сносить приехали?». Оказывается, к ним уже приезжали из других компаний, причем тоже от Руденко, которого, как ни странно, в филиале не знают», – рассказал изданию предприниматель Сергей Завьялов.
Перезвонив Руденко, он сообщил, что сотрудники филиала ничего не знают о предстоящем сносе, и предложил переговорить с ними. Однако собеседник предпринимателя отказался от беседы, а также перестал отвечать на звонки.
Как рассказали коллеги Завьялова, после этого случая рассылка предложений на участие в закрытом конкурсе продолжилась и длится до настоящего момента. При этом собеседники издания отмечают, что документы выполнены профессионально, а их авторы, судя по всему, хорошо ориентируются в сфере строительных и демонтажных работ. Кроме того, те, кто рассылает предложения, прекрасно знают телефоны и электронные адреса отраслевиков.
«На чью-то дурацкую шутку это не похоже. И вряд ли это такой оригинальный маркетинговый ход. Компания сверхкрупная и в такой рекламе не нуждается. Были мысли, что кто-то из конкурентов пытался вызвать негатив вокруг предприятия, но это тоже сомнительно. Мы с коллегами даже предполагаем, что за всем этим могут стоять мошенники из соседней страны. Там ЦИПСО отрабатывает различные методы, чтобы вытаскивать средства», – рассуждают предприниматели.
Строители также отмечают, что использование в схемах крупных предприятий не может быть случайным. «Если в документах фигурирует всем известная компания с миллиардными оборотами, то уже этот факт вызывает доверие», – говорят в сообществе.
Отметим, «Сталепромышленная компания» является одним из крупнейших независимых игроков на отечественном рынке металлопроката, сервисных услуг и производства изделий из металла. На конец 2021 года баланс СПК достигал 43,1 млрд рублей, выручка – 140,4 млрд, а чистая прибыль – 13,3 млрд рублей. Предприятие обладает 50 филиалами от Санкт-Петербурга до Южно-Сахалинска, а среди партнеров и поставщиков металлотрейдера значатся ММК, НЛМК, ТМК, ArcelorMittal и «Северсталь».
Агентство несколько раз пыталось связаться с Антоном Руденко, фигурирующим в документах как контактное лицо и сотрудник отдела материально-технического снабжения в головном офисе СПК в Екатеринбурге. Однако его телефон был поставлен на автоответчик.
В самом головном офисе предприятия изданию сообщили, что такой человек у них не работает, а о происходящем в Кургане им известно. Собеседник агентства предложил поговорить с директором зауральского филиала Евгением Бобровым.
«Мы у себя уже провели внутреннее расследование и установили, что эта группа мошенников от лица «Сталепромышленной компании» делает адресную рассылку и ищет потенциальных исполнителей на тендер. Официально заявляю, СПК ничего нигде не сносит, наоборот, мы строим и обустраиваем. Что из этого они намерены извлечь, точно сказать не могу, но предположу, что рассчитывают на авансовые платежи, обеспечение заявок. Подобная схема уже использовалась в одной из федеральных групп компаний. К слову, аналогичные рассылки про снос у нас не только в Кургане, но еще примерно в пяти филиалах на юге», – поделился подробностями директор филиала СПК.
По словам Боброва, предприятие уже пыталось выяснить личность Руденко, добавив, что такой сотрудник никогда не работал ни в одном из филиалов СПК. «Что касается самих документов, то бланк могли взять из деловой переписки, а потом взять специалиста, который их подготовил. Там, кстати, схема типовая, к нашему зданию не имеет отношения», – добавил руководитель зауральского подразделения СПК.
По данным издания, на текущий момент обращений в правоохранительные органы ни от «Сталепромышленной компании», ни от несостоявшихся подрядчиков не поступало.