Дело в отношении Валерия Рашкина и Александра Гношева рассматривается по месту инцидента — в Калининском районном суде Саратовской области. Оно поступило в суд 15 марта, оба фигуранта — известный оппозиционный политик Валерий Рашкин и его друг Александр Гношев обвиняются по ст.258 ч.2 УК РФ — незаконная охота с использованием служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо причинившая особо крупный ущерб.
Рассматривает дело, получившее федеральный резонанс, председатель Калининского районного суда Павел Самылов, Валерия Рашкина защищает адвокат Константин Лазарев, Александра Гношева — Дмитрий Лыгин. Назвать имя и фамилию гособвинителя нашему изданию в секретариате суда отказались.
Напомним хронологию: парламентарий был задержан в ночь на 29 октября в Лысогорском районе, в багажнике его машины была обнаружена часть туши лося. Причем на месте задержания незадачливого охотника ждала «целая орда фээсбэшников, полиции, природоохранных структур». Видео с ошарашенным парламентарием, заявившим, что он лишь нашел тушу и вез ее в полицию, в считанные часы растиражировали сотни СМИ и телеграм-каналов.
В итоге почти сразу было возбуждено уголовное дело по п. «а» ч. 1 ст. 258 УК РФ (незаконная охота, совершенная с причинением крупного ущерба, до двух лет лишения свободы), в тот же день, 29 октября, материалы истребовал региональный СУ СКР – «в связи с большим общественным резонансом по решению надзорного органа», как подчеркнули в ведомстве, отметив, что причастность Рашкина еще проверяется.
После этого дело стремительно полетело наверх и оказалось у следователей центрального аппарата СК. Уже 5 ноября спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что Госдума рассмотрит вопрос о снятии с Рашкина парламентского иммунитета, если Генпрокуратура обратится с таким предложением.
Сам парламентарий 8 ноября в письме на имя председателя СКР Александра Бастрыкина заявил, что история обросла «множеством домыслов» и он готов явиться в СКР «для дачи необходимых объяснений». На следующий день, 9 ноября Валерий Рашкин по инициативе его адвокатов прошел проверку на полиграфе, результаты которой, по его словам, подтвердили позицию: сам лося не убивал, тушу нашел и вез в полицию.
17 ноября в Госдуму было внесено представление о лишении Рашкина неприкосновенности, а 18 ноября депутат выступил с видеообращением, где признался, что застрелил животное на той охоте 29 октября, будучи твердо уверенным, что разрешение на отстрел оформлено, как и требует законодательство.
Но это признание не уберегло политика от лишения депутатской неприкосновенности, коллеги по парламенту приняли решение большинством голосов. Заседание Госдумы состоялось 25 ноября, выступивший на нем генпрокурор Игорь Краснов назвал поведение депутата «без преувеличения позором». Сам Валерий Рашкин в разговоре с «БВ» назвал минувшее заседание «политической поркой»:
— Я никуда не бегал, не прятался, я письменно обратился к Бастрыкину и Краснову, что готов сотрудничать со следствием, давать показания. Но нужна была политическая порка, меня должны были показательно лишить депутатского иммунитета.
Да, Рашкин совершил проступок, потому что разрешения на отстрел лося у него не было, но это административное правонарушение, — комментировала для «БВ» итоги заседания депутат Госдумы Ольга Алимова, — но вы посмотрите, одних экспертиз три штуки, биологическая, генетическая, баллистическая, а какие силы брошены: генеральный прокурор страны, лучшие спецы Следственного комитета!
Дальше сюжет развивался по вполне понятной логике: 2 декабря СКР возбудил против лишенного иммунитета парламентария уголовное дело о незаконной охоте по более тяжелой части 2 статьи 258 УК. Депутату засветило до пяти лет лишения свободы. 13 декабря Басманный районный суд Москвы с подачи СКР запретил Рашкину без письменного разрешения следователя выходить с 23:00 до 07:00 за пределы жилого помещения; общаться с лицами, являющимися по уголовному делу свидетелями, другими обвиняемыми, подозреваемыми; отправлять и получать почтово-телеграфные отправления; использовать средства связи и интернет; посещать любые охотничьи угодья. На ногу парламентарию, известному своей протестной активностью и организаций митингов, надели электронный браслет.
Не спала и Фемида районного масштаба: 28 декабря мировой судья судебного участка № 1 Лысогорского района лишил Рашкина, отказавшегося пройти 29 октября освидетельствование на алкоголь, водительских прав на 1,5 года. Также парламентарий был оштрафован на 30 тыс. рублей.
Окончательно в наши палестины дело о лосиной охоте переместилось после того, как 10 марта 2022 года Госдума дала согласие на направление материалов в суд. 24 марта Павел Самылов смягчил знаменитому охотнику меру пресечения на подписку о невыезде. Благодаря этому политик снял браслет и получил разрешение пользоваться всеми видами и средствами связи. Однако ходатайство защиты о прекращении дела и замене его судебным штрафом суд оставил без удовлетворения.
А ведь это момент ключевой: если депутат будет признан виновным, то с уголовной судимостью в парламенте ему не место. С мандатом такой яркий и принципиальный борец против коррупции, бедности и множества других уродств нашей жизни попросту попрощается. Что и было целью всей этой драмы на охоте, раздутой до федеральных масштабов.
Сегодня, 31 марта, перед началом заседания Валерий Рашкин пообщался с журналистами и сообщил, что пережил огромный стресс, решил больше никогда не охотиться и заняться благотворительностью. Депутат признал, что нарушил закон, возместил 1 млн рублей: ущерб по обвинительному заключению в размере 480 тыс. рублей, перечислил на корма для животных средства на три года вперед, а также оплатил проведение экспертиз на 145 тыс. рублей.
А вот требование прокуроров вернуть в природу лося взамен убитого исполнить пока не удается: нашелся охотник в Иркутской области, который вырастил лосиху и готов продать ее за 200 тыс. рублей без расходов на логистику. Но региональный комитет по охотничьему хозяйству и рыболовству не принимает животное.
— Я всегда говорила, что это дело политическое, — напомнила в разговоре с «БВ» коллега Рашкина депутат из фракции КПРФ Ольга Алимова. — Будь это кто-то другой, все кончилось бы административкой и было давно забыто. Но здесь целая машина пущена в ход, силовики Высочайшего уровня расследуют выстрел в Лысых горах. Отрезали от всех средств связи, даже браслет надели — на несколько месяцев отрешили от работы активнейшего депутата, который всегда защищал свой электорат, поднимал народ на митинги. И как бы он ни каялся, сколько бы ни возмещал — ему не забудут никогда, все его покаяния, все возмещения постараются перечеркнуть. Лося живого он в природу не вернул! А как его вернуть, если откровенные козни строят? Эта вся история, когда он и животное нашел, и готов его доставить в область, но чиновники не идут навстречу – она очень характерная. Узнаю родную Саратовскую область!