Они просили судью Ирину Туманову приобщить к материалам дела целый том распечаток якобы телефонных переговоров ранее осужденного за рейдерство предпринимателя Вячеслава Энеева, из которых следует: за показания на Барсукова было заплачено.
Наговорил на 200 страниц
О происшедшем в судебном заседании «Фонтанке» рассказал один из участников процесса, который просил сохранить его инкогнито. По словам нашего источника, к адвокатам Владимира Барсукова попали аудиозаписи телефонных переговоров, который вел якобы известный персонаж «Бандитского Петербурга» – осужденный за рейдерский захват торгового центра «Елизаровский» Вячеслав Энеев. В неформальных деловых кругах этого предпринимателя знают под творческим псевдонимом Слава-Зверь. Распечатки телефонных переговоров, по словам нашего источника, заняли целый том – около 200 страниц. «Фонтанке» сообщили, что адвокаты Барсукова выступили с ходатайством о приобщении к материалам дела как распечаток этих разговоров, так и их самих на аудионосителе.
Как нам стало известно, судья Туманова пока не вынесла постановление о приобщении данных материалов к материалам уголовного дела – опять же в связи с их большим объемом. Ей нужно с ними вдумчиво ознакомиться, только после этого она сможет принять обоснованное решение. Кроме того, не исключено, что судья примет решение о проведении экспертизы данных материалов, чтобы не возникло сомнений о том, что зафиксированные там голоса действительно принадлежат тем людям, о которых говорят защитники Барсукова.
Переговоров там очень много, но нам показалось интересным заострить внимание на двух из них. Это якобы разговор Вячеслава Энеева с киллером Олегом Михалевым и якобы разговор Энеева с бывшим руководителем «антирейдерской» следственной группы Олегом Пипченковым.
«Спасибо, братан, деньги получены…»
Суть первого разговора сводится к тому, что киллеру Олегу Михалеву якобы было заплачено 500 000 долларов за то, чтобы он и его брат (оба осуждены за исполнение покушения на Васильева) дали показания в отношении Барсукова как заказчика преступления. По словам участника процесса, якобы Энеев просит Михалева о том, чтобы тот всем говорил, будто получил за эту услугу 2 миллиона долларов, хотя на самом деле он получил лишь 500 000, а остальные деньги якобы Энеев оставил себе.
Из представленных суду материалов следует, что после этого диалога на сотовый телефон якобы Энеева пришло СМС-сообщение якобы от Михалева с таким текстом: «Спасибо, братан, деньги получены». А сам разговор якобы сводится к подробному обсуждению того, какие показания братья Михалевы дадут на суде против Барсукова, и тому, чтобы в данном процессе не было никаких сбоев и чтобы они ничего не перепутали. Теперь остается малость: чтобы судья Ирина Туманова удовлетворила ходатайство защиты Барсукова о приобщении данных материалов к уголовному делу, после чего к ним будут иметь доступ присяжные.
Про «Петра первого»
Участник процесса также передал «Фонтанке» содержание еще одного диалога, который, по его словам, произошел между якобы Вячеславом Энеевым и якобы известным борцом с петербургскими рейдерами Олегом Пипченковым. В этом разговоре, как следует со слов нашего источника, неоднократно в шутливой форме упоминался самый брендовый петербургский рейдер Бадри Шенгелия, причем упоминался не по имени и фамилии, а под псевдонимом Художник. Вот почему на прошлом судебном заседании, когда допрашивался Олег Пипченков, адвокаты Владимира Барсукова спрашивали Пипченкова: не называл ли тот Шенгелию художником? Пипченков тогда заявил, что никогда.
Как следует из рассказа анонимного собеседника «Фонтанки», в представленных суду материалах имеются аудиозапись и расшифровка разговора между якобы Энеевым и якобы Пипченковым, в котором упоминаются показания Бадри Шенгелии во Фрунзенском районном суде по делу о рейдерском захвате Фрунзенского плодоовощного комбината против бывшего заместителя начальника питерского УБОП Владимира Сыча о якобы имевшей место передаче крупной суммы денег в долларах некоему «Петру первому». По словам участника процесса, речь идет о весьма высокопоставленной в прошлом персоне в правоохранительных органах Петербурга, от которой зависело развитие некоторых уголовных дел, связанных с рейдерскими захватами городских предприятий. На аудиозаписи якобы один из участников разговора говорит про Шенгелию: мол, хорошо Художник рисует, молодец…
Приобщение данных материалов к уголовному делу может повлечь за собой сомнения в достоверности показаний того же Олега Пипченкова, который на прошлом судебном заседании заверил присяжных с том, что все действия в отношении подсудимых проводились в четком соответствии с законодательством.
Наш источник также сообщил «Фонтанке» о том, что адвокат Барсукова заявил ходатайства о повторных допросах в рамках данного уголовного дела Вячеслава Энеева и Олега Михалева – чтобы им можно было задать вопросы по поводу того, что содержится в предоставленных суду материалах. Ходатайство о повторном допросе Энеева судья Туманова уже удовлетворила. Однако эти допросы будут иметь смысл только в том случае, если сами материалы будут приобщены к данному уголовному делу, то есть окажутся легализованными.
Справка:
Напомним, покушение на Сергея Васильева произошло 5 мая 2006 года на пересечении Левашовского проспекта и Ординарной улицы. Киллеры использовали два автомобиля: на одном Вячеслав Ежов заблокировал кортеж Васильева («Роллс-ройс» с самим Васильевым за рулем и «Шевроле-Тахо» с охраной). Братья Михалевы, по версии следствия, в этот момент подбежали к кортежу и открыли шквальный огонь из двух автоматов Калашникова, которые за пару часов до того доставил на место преступления Алексей Игнатов. Автоматы «ждали» киллеров в специальном тайнике в заднем сиденье машины.
Сергея Васильева, судя по всему, спасло только то, что он сумел выехать с линии огня, пересек перекресток и врезался в припаркованную примерно в ста метрах на Левашовском «Ниву». Стрелки без машины не смогли его догнать и убить. Зато охранники Васильева пострадали серьезно: один из них погиб, еще трое были ранены.
В октябре 2006 года милиционеры задержали братьев Андрея и Олега Михалевых, которым сегодня предъявлено обвинение в совершении этого преступления.
В сентябре 2007 года обвинение в организации покушения на Васильева было предъявлено Владимиру Барсукову, который к тому времени уже находился «под прицелом» правоохранительных органов из-за многочисленных рейдерских захватов петербургских предприятий. По версии следствия, Барсуков потребовал от Васильева крупную сумму компенсации за свой вклад в создание бизнеса, который на момент тех событий уже фактически принадлежал Васильеву. Тот, якобы, в категоричной форме отказался.
2 июня 2010 года Санкт-Петербургский городской суд признал виновным в соучастии в убийстве охранника Ухарова и в покушении на убийство Сергея Васильева и 3-х других его охранников, а также в незаконном перемещении оружия водителя ООО «Леонис-тур» Алексея Игнатова. Игнатов полностью признал свою вину, дал показания на других участников преступления, благодаря чему дело слушалось в особом порядке. Игнатов получил 7 лет лишения свободы в колонии строгого режима. 12 августа 2010 года Санкт-Петербургский городской суд признал виновным в совершении того же самого преступления уроженца Рязани Вячеслава Ежова — непосредственного участника обстрела кортежа Васильева. На тех же условиях, что и Игнатов (признание и сотрудничество со следствием), он получил такое же наказание — 7 лет лишения свободы в колонии строгого режима.