Слежка за особняками чиновников и депутатов может осложниться
Чиновники получат возможность не указывать в своих декларациях конкретные сведения о своих квартирах и дачах, а лишь предоставлять данные о суммарном объеме недвижимости, говорят источники Znak.com. Эксперты считают, что в случае принятия нововведения серьезно осложнится общественный контроль над соответствием доходов чиновников их расходам.
Начиная со следующего года форма антикоррупционных деклараций чиновников может быть существенно изменена по инициативе кремлевского управления по противодействию коррупции. Об этом Znak.сom рассказали два источника, близких к администрации президента.
«Суть возможных изменений такова: сейчас в декларациях каждый объект недвижимости указывают отдельно, а будут декларировать общий метраж без разбивки, сколько квадратных метров в каждой квартире, даче или гараже», — объясняет один из источников.
Еще один источник рассказал Znak.com, что об этом шла речь на прошлой неделе на семинаре для вице-губернаторов по внутренней и социальной политике, об этом присутствовавшим рассказывал начальник антикоррупционного управления администрации Олег Плохой.
«Он говорил о том, что сейчас чиновники любят свои деньги вкладывать в разные объекты, тем самым мешая созданию общего впечатления о своих расходах и имуществе, а если начнут указывать общий метраж, все будет более наглядно, и что это нововведение обсуждается», – так рассказал Znak.сom о выступлении Плохого один из участников семинара.
Представители гражданского общества, занимающиеся проектами по борьбе с коррупцией в органах власти, отреагировали на идею однозначно негативно.
«Аргументы за изменение формы деклараций слабые. В декларациях нужна как раз детализация и прозрачность стоимости. Нововведение сильно уменьшит читаемость этих деклараций. На мой взгляд, лучше было бы ввести в качестве нововведения сдачу деклараций в машиночитаемом виде, причем с информацией не только о доходе за год, но и с детализацией того, какая доля доходов была из зарплаты и других отчислений по основному месту работы», — считает руководитель Лаборатории интеллектуального анализа данных Иван Бегтин, создавший ряд проектов в области публичного открытого государства.
Эксперты Фонда по борьбе с коррупцией, который возглавляет оппозиционный политик Алексей Навальный, говорят, что новая форма декларации существенно осложнит процедуру общественного контроля и поиск конкретной недвижимости, принадлежащей тому или иному чиновнику.
«Нам станет практически невозможно искать конкретные истории про имущество, не соответствующее доходам. Я так понимаю, что эти скандалы чиновникам сильно надоели. Пока все это было удобно искать именно по конкретной площади, когда пишутся запросы о том, сколько объектов недвижимости с конкретной площадью в регионе, и сразу круг поисков сужается, и остается только установить владельцев. Но, думаю, мы найдем новые способы проверки сведений в декларациях», — считает сотрудник ФБК Андрей Мищенков.
Его коллега Любовь Соболь согласна: никакой объективной необходимости менять форму деклараций нет.
«Дело в том, что мы видим, что органы прокуратуры, комиссии при органах власти не занимаются сверкой сведений, указанных в декларациях чиновников, с их конкретными доходами. Это делают общественные активисты и, в том числе, наш фонд. Получается, что эта инициатива направлена на противодействие нам», — считает Соболь.
Отметим, что за последний год ФБК публиковал ряд расследований, в которых они искали конкретные объекты недвижимости, принадлежащие чиновникам и указанные в их декларациях. В том числе речь шла о дачах влиятельных единороссов и сотрудников администрации президента — Сергея Неверова, Вячеслава Володина и других.
Член Высшего совета «Единой России», глава Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов, напротив, считает новый подход целесообразным.
«На мой взгляд, логично оценивать не каждый объект недвижимости, а всю ее совокупность, которая должна соответствовать определенным доходам за три года, причем то же самое относится и к ценным бумагам. Мне кажется, в любом случае должны быть какие-то приложения или технические документы, которые помогали бы заинтересованным лицам разобраться в деталях, но в общем подход верный», — считает Орлов.
Руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев полагает, что уменьшение детализации в декларациях чиновников сократит объем общественных знаний об их имуществе.
«Публичность власти означает принятие ею на себя обязательств, связанных с открытостью и ответственностью, и каждый, кто идет во власть, должен знать, что такие ограничения будут. На мой взгляд, нелогично сваливать все в одну кучу: будет непонятно, идет ли речь о квартире в центре города или о гараже на окраине, или вообще об избушке в лесу. Думаю, что нынешняя инициатива – это попытка избежать упреков в невнесении в декларации тех или иных объектов или в ситуациях расхождения даты сделки с получением права собственности», — отметил Кынев.