Обиженные тюменские предприниматели направили бизнес-омбудсмену Ларисе Невидайло документы. Она переадресовала заявление экс-главе областного УМВД Михаилу Корнееву. Но полиция отказалась вникать в суть конфликта
Обиженные тюменские предприниматели направили бизнес-омбудсмену Ларисе Невидайло документы. Она переадресовала заявление экс-главе областного УМВД Михаилу Корнееву. Но полиция отказалась вникать в суть конфликта
В конце апреля в Центральном суде Тюмени будет рассмотрен иск против одного из старейших городских частных предприятий – ЗАО «Тюменьобувьторг». По итогам заседания местные бизнесмены – брат и сестра Андрей и Наталья Филипповы – могут лишиться здания в самом центре города, неподалеку от областной думы и правительства региона. Любопытно, что недвижимость пытаются заполучить коллекторы из Новосибирска, о которых тюменские гранды ничего не знают. Местное отделение «Деловой России» уверено: имеет место рейдерский захват, но полицейские не готовы взять на себя ответственность.
ЗАО «Тюменьобувьторг» создано в 1990-е годы в результате приватизации. Активы компании состоят из ряда объектов недвижимости, среди которых хорошо известный тюменцам обувной магазинчик на улице Республики, 58 (там сейчас находится обувной салон «Вестфалики»). Невзгоды собственников начались в 2009 году вместе с банкротством тюменского «Мега Банка». Эта структура, ранее известная как банк «Дипломат», по определению тюменских бизнесменов, ведет свою историю еще из «дособянинских времен». У «Тюменьобувьторга» был кредит в банке на 2 млн рублей, в обеспечение которого было заложено имущество, часть которого сейчас оценивается в 15,5 млн рублей.
Когда начались неурядицы у «Мега Банка» (ноябрь 2009 года), на счете компании в банке зависли 600 тыс. рублей. Долг предпринимателей перед банком по кредиту составлял 1,4 млн рублей. Понимая, что банкротство кредитной организации неизбежно, Филипповы решили погасить свою задолженность и обратились в банк за консультациями. «Нам посоветовали договориться с компанией НПЦ «СибГео», это дочка известного холдинга «СибНАЦ», принадлежащего семье Брехунцовых, – рассказывает Наталья Филиппова. – Была достигнута договоренность: по договору займа со счета «СибГео» в банке переводятся 1,4 млн рублей на счет «Тюменьобувьторга», мы досрочно закрываем кредит перед банком на 2 млн рублей, после чего переводим «СибГео» 1,4 млн рублей «живыми» деньгами. Что и было сделано».
На этом, считали предприниматели, вопрос был исчерпан. Однако по прошествии года Восьмой апелляционный арбитражный суд в Омске признал платежи «Тюменьобувьторга» по погашению кредита недействительными. Стороны оказались в первоначальном положении: «Тюменьобувьторг» должен банку по кредиту 2 млн рублей, банк должен «Тюменьобувьторгу» тоже 2 млн рублей, но по договору банковского счета.
Любопытно, что часть заложенных в банке помещений была продана мужу Екатерины Семеновой, экс-депутату Госдумы от Тюменской области, затем министру Московской области, а теперь – главе Ленинского района Подмосковья. Как утверждают собеседники Znak.com, эта сделка не была связана с выводом активов и была совершена еще до признания платежей недействительными. Тем не менее 33,99% заложенных помещений принадлежат сейчас Семеновым. Но наживать себе врагов в лице тогдашнего министра Московской области конкурсный управляющий не стал, поэтому иск к Семеновым был выделен в отдельное производство, после чего банк от требований к ним отказался.
Иск рассматривается уже почти три года. За это время сумма исковых требований выросла с 2 млн до 21 млн рублей. Дело в том, что условия кредита были довольно жесткими: помимо личного поручительства и залога имущества на 15 млн рублей, договор предусматривает выплаты процентов по кредиту по ставке 25% годовых плюс пени по ставке 182,5% годовых, плюс пени на сумму процентов – тоже по ставке 182,5% годовых.
«С этим банком мы работали давно, начинал отношения еще наш отец, – говорит Наталья Филиппова. – Для нас такие условия казались нормальными...».
Судьба «зависших» требований закончилась так: в июле 2013 года банк в лице конкурсного управляющего продал право требования долга по кредиту «Первой инвестиционной компании» из Новосибирска. «Продал дешевле номинала, за 840 тыс. рублей, – говорят наши собеседники. – Что странно, так как это живой долг, обеспеченный залогом недвижимости, которая стоит в несколько раз больше номинала. По всей видимости, новосибирцы специализируются на выбивании долгов, потому что обложили «Тюменьобувьторг» исками. Достаточно сказать, что в арбитражном суде лежат сразу два заявления от них о признании «Тюменьобувьторга» банкротом».
Один из адвокатов Филипповых, знакомый с ситуацией еще со времени банкротства «Мега Банка», указывает на интересную деталь, которая, по его версии, объясняет столь невысокую цену продажи долга. Дело в том, что руководитель новосибирской компании работает, кроме того, еще и помощником нынешнего конкурсного управляющего.
Кстати, все эти факты, подтвержденные документально, были предоставлены областному бизнес-омбудсмену Ларисе Невидайло. Она переадресовала заявление экс-главе областного УМВД Михаилу Корнееву. Но полиция отказалась вникать в суть конфликта, стандартно сославшись на то, что это спор хозяйствующих субъектов и на то, что в Уголовном Кодексе отсутствует понятие «рейдерство».
Не помогло и заседание Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» при тюменском отделении «Деловой России». Хотя ряд участников, в том числе председатель совета Западно-Сибирской правовой палаты Сергей Шатохин и почетный консул республики Казахстан Сеялхан Макаш, высказались в том смысле, что усматривают в ситуации признаки рейдерского захвата.
Сейчас судьба Филипповых зависит от решения Центрального районного суда Тюмени. По мнению адвокатов, законодательство РФ так устроено, что у суда есть большой диапазон возможных решений – от полного отказа в иске до полного его удовлетворения.