В Москве по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере арестован бизнесмен Кирилл Якубовский. Подробностей правоохранители не приводят, однако известно, что ранее Якубовский был совладельцем сетей "Кофе Хауз" и "Азбука Вкуса", а также активно занимался банковским бизнесом.
Среди прочих, в контуре его бизнеса находился и рухнувший "Азиатско-Тихоокеанский банк", в котором крутились деньги скандальной золотодобывающей компании "Петропавловск". А в партнерах у Якубовского оказывались весьма интересные личности вроде Андрея Вдовина, которому недоброжелатели пытались приклеить ярлык "потрошителя банков".
Подробности - в материале корреспондента The Moscow Post.
При этом в АТБ Якубовский был не мажоритарным собственником - основным акционером был именно Андрей Вдовин. Он же являлся миноритарием в бизнесе самого Якубовского - сети "Азбука Вкуса", из капитала которой последний вышел в 2014 году.
Банки приказали долго жить
Андрей Вдовин вместе с основателем золотодобывающей компании "Петропавловск" Питером Хамбро и сыном бывшего сенатора Павла Масловского Алексеем контролировали в общей сложности 67,58% банка через компанию "ППФИН Регион" и "Техсан Энтерпрайзис Лимитед".
Кроме того, Якубовский и Вдовин были бенефициарами "М2М Прайвет Банка" - дочерней структуры АТБ. Впоследствии у "М2М Прайвет Банка" была отозвана лицензия, после чего посыпался и АТБ. В результате фактического краха структуры его пришлось "сдать" на санацию в Центробанк.
Вдовин с партнерами купил "М2М Прайвет Банк" за 10 лет до этого, и стал развивать как банк для состоятельных клиентов. Под этим "соусом" был открыт "дочерний" банк в Латвии. Официальная версия – богатым клиентам нужны услуги в западных банках. Но, как пишет "Версия", фактически банк был открыт как канал для перекачки денег.
В течение всего 2016 года Банк России закрывал глаза на основную деятельность М2М. Банк работал, и проводил схемы. Летом 2016 года даже Центробанку стало невозможно игнорировать отток капитала через М2М, и Вдовину пришлось купить акции М2М на баланс АТБ.
После же краха самого АТБ происходило что-то странное. В Центробанке посчитали, что санация АТБ обошлась бюджету в 13,5 млрд рублей. Т.е. это убытки казны. Однако прошедший суд посчитал, что факт убытков не доказан, взыскивать их с бывших бенефициаров отказался. После банк хотели пустить с молотка, но выкупать его не стал даже всеядный "Совкомбанк" братьев Дмитрия и Сергея Хотимских. В итоге структура отошла казахстанскому бизнесу.
Получается, бюджет вынужден был потратить почти 14 млрд рублей, но в убытках структуры почему-то никто оказался не виноват.
Соли добавляет и то, что в том же 2018 году, когда у банка отозвали лицензию, под уголовное дело попал партнер господина Якубовского Андрей Вдовин. Оказалось, что он покинул Россию еще в 2017 году, так что наложенный на него арест оказался заочным, бизнесмена объявили в розыск.
Ему было предъявлено обвинение в двух эпизодах мошенничества в особо крупном размере, хищении $13 млн. Как установили правоохранители, банк взял два займа у офшорных компаний, а господин Вдовин выступил по ним поручителем. Однако деньги к кредиторам не вернулись. Об этом пишет "Коммерсант".
Какие именно кредиты, на что, куда конкретно могли пойти деньги - следствие не уточняло. Однако Андрей Вдовин и раньше имел скандальную известность. С Якубовским же они познакомились еще в далекие 90-е. Тогда же, собственно, они познакомились и с Павлом Масловским, и с другими будущими главными действующими лицами ГК "Петропавловск".
В 1993 году Масловский с партнерами организовал компанию "Токур-золото". Расчетным банком "Токура" был благовещенский "Азия-Траст", московский офис которого возглавлял 23-летний выпускник Финансовой академии при правительстве РФ Андрей Вдовин. Его заместителем был еще один выпускник Финансовой академии Кирилл Якубовский.
Вскоре пути Масловского с первыми партнерами разошлись, он познакомился с англичанином Питером Хамбро и вместе с ним начал развивать Покровское месторождение. "Токур" и его дольщиков ждал незавидный финал, компания была признана банкротом в 1997 году. Тогда же была отозвана лицензия и у "Азия-Траста". После этого проекта выяснилось, что средства клиентов "Азиа-Траста" каким-то образом плавно перетекли в "Экспобанк". Об этом писал Forbes.
"Экспобанк" принадлежал компании "Вимм-Билль-Данн" скандальных предпринимателей Гаврила Юшваева и Давида Якобашвили.
Позднее тот же Давид Якобашвили попал в целую серию скандалов. Среди прочего, его обвиняли в мошенничестве с 46% акций Ейского портового элеватора (ЕПЭ). Заявителем по уголовному делу о рейдерском захвате ЕПЭ выступил бывший бизнес-партер Якобашвили Борис Минахи. Об этом писала "Версия".
Гавриил Юшваев и вовсе многократный герой наших публикаций. В определенных кругах он известен, как "Гарик Махачкала" - ему не раз пытались приписать знакомство с криминальными авторитетами. А несколько лет назад разгорелся скандал, когда его охранники участвовали в перестрелке в башне "Око" в Москва-Сити. Тогда пострадали несколько человек, в том числе сотрудники государственного ФГУП "Охрана". Об этом сообщал "РЕН ТВ".
Шлейф от "Петропавловска"
Интересные партнеры у Кирилла Якубовского, что ни говори. Однако это не проливает свет на нынешнюю ситуацию с его арестом. Как предполагают наши источники, концы можно поискать в ситуации с уже упоминавшийся ГК Петропавловск".
В 1999 году активы "Экспобанка" выкупил "МДМ-банк" Андрея Мельниченко и Сергея Попова. А Вдовину и Якубовскому за $3 млн досталась лицензия и бренд. Эту сделку профинансировали будущие хозяева "Петропавловска" Масловский и Хамбро. Тогда они только начали добывать золото на Покровском месторождении и поверили молодым финансистам, получив в обмен на деньги опцион на 50% в "Экспобанке".
Как уже говорилось, впоследствии АТБ стал совладельцем активов "Петропавловска". И примечательно, что от активов этих избавился только в 2018 году, буквально в преддверии отзыва лицензии. Тогда банк владел 9,11% голосующих акций. По этим бумагам у банка были заключены опционы с кипрской Vailaski Holding Ltd (контролировала 9,57% Petropavlovsk), которая как раз представляла интересы основателей Павла Масловского и Питера Хамбро и их партнера Андрея Вдовина.
Однако позже разгорелся еще один скандал. После того, как Петропавловск оказался в руках у нового мажоритарного собственника Константина Струкова ("Южуралзолото"), новое руководство провело ревизию на предприятии. В итоге же Масловский оказался под уголовным делом.
Согласно фабуле уголовного дела, в 2018 году Масловский был членом совета директоров и являлся бенефициарным владельцем АО "Покровский рудник" (входит в ГК "Петропавловск").
Как посчитало следствие, он, будучи лицом, оказывающим существенное влияние на принятие решений в АО, и обладая организационно-распорядительными функциями, совместно с сыном Алексеем Масловским похитил у "Покровского рудника" 99,4 млн рублей путем покупки офисного помещения в Благовещенске по завышенной стоимости.
В 2022 году Масловский был признан виновным и осужден на пять лет заключения. Его сын Масловского объявлен в розыск и заочно арестован, об этом писали "Ведомости".
И снова фигурирует 2018 год. Не слишком ли много событий произошло в тот период - ведь преступление Масловского практически совпало с выходом АТБ из капитала "Петропавловск" и крушением самой структуры. А после невесть куда подевались выделенные государством на ее санации 13 млрд рублей.
Удивительным образом после всех этих историй Якубовский оказался без бизнеса в России. По крайней мере, такой вывод можно сделать из данных информационной системы Rusproflie.ru
Он выступал учредителем пяти организаций. Из двух из них - ООО "Нетизен Римская" и ООО "Нетизен СПБ" и он вышел в том же 2018 году. У последней по итогам 2021 года оказались минусовые активы на сумму порядка 70 млн рублей.
Из другой, ЗАО "Кофе Хауз", он вышел только в 2022 году. Активы у нее не минусовые, а очень даже приличные - 191 млн рублей. Правопреемником стало ООО "Кофе Хауз", у которого стоимость активов 182 млн рублей. А принадлежит оно на 95% кипрскому офшору "Компания Си-Эйч-Эйч-Эль Кофе Хауз Холдинг" (Сайпрес) ЛТД". Не там ли стоит искать и деньги Петропавловска, и деньги АТБ?
Конечно, свет на ситуацию должны пролить правоохранители. Однако с такими партнерами и с таким бэкграундом мало кто удивился возникновению уголовного дела. Возможно, сейчас Якубовский очень жалеет, что не выехал из страны в свое время также, как его заправский партнер Андрей Вдовин.