Есть уральские кланы в МВД и прокуратуре, есть – в юридической тусовке, есть – среди промышленников, выросших до федерального уровня. С недавних пор появился уральский клан и в среде медицинских чиновников. Почти незаметно для общественности свердловчане сформировали в Москве крепкую группу единомышленников, и теперь в их руках – медицинско-фармакологическая часть подготовки к сочинской Олимпиаде. А значит – гигантские бюджеты и хорошие возможности для дальнейшего роста.
Вызывающее столько скандалов строительство спортивных объектов к Олимпиаде – важная, но не единственная часть подготовки к сочинским Играм. Не меньше внимания уделяется и подготовке самих спортсменов, в том числе их медицинскому обеспечению. За последнее отвечает специализированное управление Федерального медико-биологического агентства (ФМБА).
Реестр соответствующих госконтрактов, заключенных ФМБА,— лучшее свидетельство того, что на здоровье российских спортсменов государство экономить не собирается. Только в этом году их уже подписано 45 штук на общую сумму почти в 180 млн рублей. В большинстве случаев речь идет о закупке необходимых для олимпийцев медикаментов, биологических добавок, специального питания, разработке схем их применения.
Описания заказов говорят сами за себя: НИР «Сок-13» — разработка специализированного продукта для питания спортсменов на основе фракционированного сока специального сорта красной свеклы для повышения выносливости, сумма 5,2 млн рублей, победитель ЗАО «Академия-Т»; НИР «Транзит-13» — разработка системы индивидуальной метаболической коррекции функциональных состояний и параметров работоспособности спортсменов, сумма 29,8 млн рублей, победитель Центр фармако-эпидемиологических исследований (НИЦ ФЭИ); НИР «Сочи-13» — клинико-экспериментальное обоснование методов адаптации спортсменов сборных команд РФ к климатическим условиям зимы в Сочи, сумма 15 млн . рублей, победитель ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. Бурназяна.
Нити этой работы по подготовке к Олимпиаде ведут к семье известного свердловского бизнесмена Станислава Тхая. В свое время он был другом и деловым партнером Антона Бакова, затем создал на базе Уральского электронного завода (УЭЗ) компанию-производителя компакт-дисков «Mirex». Тхай возглавлял почетное консульство Кореи в Екатеринбурге и до 2010 года не был связан с медициной.
Последний раз в поле зрения местных СМИ он попадал летом 2010 года, когда решил круто изменить свою жизнь, перебраться в Киров к выходцу из Перми губернатору Никите Белых и возглавить амбициозный медицинский высокоинтеллектуальный проект федерального масштаба. Речь идет о федеральном госучреждении «Росплазма», которому было поручено выстроить в Кирове завод по производству препаратов крови и создать российскую сеть плазмоцентров.
Знающие Тхая люди утверждают, что таким поворотом он обязан своей супруге Юлии Мирошниковой. Все достаточно просто. Мирошникова родом из Заречного, где ее отец Вячеслав Мирошников, в прошлом замглавы города, водил знакомство с руководителем местной медсанчасти, существовавшей при Белоярской атомной станции, Владимиром Уйбой. В 1999 году Уйба перебрался в Москву в действовавшее при Минздраве РФ, но курируемое Росатомом Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем, занимавшееся медициной в ядерных центрах страны. В 2004 году на базе этого управления было создано Федеральное медико-биологическое агентство, и Уйба его возглавил. После летней Олимпиады в Пекине 2008 года, где российские спортсмены показали невысокие результаты, государство решило развивать на базе ФМБА управление организации спортивной медицины.
«Без сомнения, это аппаратная победа Уйбы. И чтобы не ударить в грязь лицом, ему нужен был свой человек на этом направлении. Выбор пал на знакомую ему Юлю»,— вспоминает один из друзей семьи.
На тот момент медик по образованию Юлия Мирошникова курировала строительство в регионе центра по лечению больных диабетом (он так и не появился), руководила собственной фармакологической фирмой ООО «Лига-7» и недавно вышла замуж за успешного бизнесмена Тхая. Многие пророчили отличное будущее на Среднем Урале. Благодаря знакомствам своего мужа с еще один выходцем из команды Бакова - Александром Бурковым - Мирошникову включают вторым номером в списки «Справедливой России» на выборах в облдуму. Заинтересовался женщиной и губернатор Эдуард Россель, активно лоббировавший тему создания собственного производства инсулина. Но перспектива участвовать в федеральном проекте, видимо, оказалась для Юлии Мирошниковой более заманчивой.
Сначала в Москву перебирается сама Мирошникова, ставшая начальником управления организации спортивной медицины, а потом и Станислав Тхай. То ли под влиянием восходящей звезды супруги, то ли самостоятельно он заканчивает заочное отделение фармакологического факультета УрГМА. Возможно, этому помог отец Тхая, Валерий Дмитриевич, которого сын в свое время перевез в Екатеринбург из Новокузнецка. В уральском вузе Валерий Тхай возглавил профильную для факультета кафедру химии. Сочетание опыта создания высокотехнологичного производства на Уральском электронном заводе и медицинское образование оказались идеальным сочетанием для того, чтобы именно на Тхая пал выбор в качестве нового главы «Росплазмы». Обремененный долгами УЭЗ он продал менеджменту предприятия.
Летом 2010 года Тхай принял руководство «Росплазмой» вместо ушедшего в отставку и едва избежавшего громкого скандала Сергея Леванова. Ведущееся Левановым строительство новейшего российского завода по производству препаратов крови (иммуноглобулин, гамма-глобулин) в Кирове к тому времени оказалось парализовано. Все 6 млрд рублей, выделенных из федерального бюджета на проект, были потрачены, при этом сам корпус завода не доделан, а немецкая «GlattIngenieurtechnikGmbH» не выполнила контракт по поставке необходимого оборудования.
К сожалению, оживить тот проект не удалось до сих пор. Представители «GlattIngenieurtechnikGmbH» выиграли все суды, а нового транша из федерального бюджета на завершение проекта так и не открыли. Впрочем, медицинской карьере Тхая это практически не помешало. Сейчас он дополнительно возглавляет еще и ФГБУЗ «Центр крови» (еще одна дочерняя структура ФМБА, обеспечивающая медицинские учреждения России донорской кровью и ее компонентами).
За Тхаем в Москву и Киров мигрировали и многие члены его команды. Муж сестры Владимир Ким некоторое время возглавлял ФГУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы», заместитель по Уральскому электронному заводу Владимир Тряхонин - теперь первый замгендиректора «Росплазмы», руководитель одного из филиалов УЭЗ Сергей Мамонов — глава ФГУП «Научно-исследовательский центр информационных технологий экстремальных проблем» (структура ФБМА), коммерческий директор УЭЗ Андрей Бранс перешел в «Центр крови». Аналогичным образом поступила и Мирошникова — ее отец занял должность в руководстве Центра лечебной физкультуры и спортивной медицины ФМБА, ее заместитель в «Лиге-7» Юлия Пушкина стала заместителем управления организации спортивной медицины ФМБА.
«У них там не просто все хорошо, у них там все просто замечательно»,— делится восторженными впечатлениями побывавший недавно в гостях у семьи Тхая - Мирошниковой их свердловский товарищ. Он взахлеб перечисляет атрибуты успеха: новая квартира в центре Москвы на улице Таганской, декларированный Тхаем-чиновником доход за 2012 год в 15 млн рублей. При этом из фармацевтического бизнеса семья формально вышла.
Но похоже, что свердловский клан не ударил в грязь лицом и с профессиональной точки зрения. «Мы недавно докладывали помощнику президента России Юрию Трутневу (в прошлом губернатор Пермского края), который отвечает за спорт высоких достижений. Он задал вопрос: «Мы конкурентны»? Я сказал, что мы абсолютно конкурентны». Мы абсолютно сегодня конкурентны по [медико-биологическим] технологиям. Мало того, мы в Лондоне (на летней Олимпиаде 2012 года) показали несколько технологий, которые наголову превосходили конкурентов. Мало того, у нас есть запас перед Сочи. Смею заверить, что спортсмены в Сочи будут очень хорошо поддержаны в этом направлении»,— заявил недавно в интервью телеканалу «Россия 24» Владимир Уйба. Насколько хорошо справилась свердловская команда, покажет февраль 2014 года.