Российская промышленность — на первом месте в мире. Правда, не по уровню производства, а по маркировке. Все больше товаров могут попасть на прилавки только при наличии обязательных специальных меток: это лекарства, обувь, табак, духи, фотоаппаратура. С 1 ноября к ним присоединятся шины, с Нового года — одежда, а потом, видимо, те товары, которые сейчас маркируются в рамках эксперимента: молочные продукты, кресла-коляски, велосипеды, бутылки с водой.
«Наша маркировка не имеет аналогов в мире по своему охвату. Мы и далее будем последовательно расширять спектр маркируемой продукции», — сказал в сентябре на видеоконференции с Владимиром Путиным глава Минпромторга Денис Мантуров. Именно он инициатор и главный организатор программы по маркировке и с его подачи под нее подпадают все новые группы товаров.
Цель, по словам Мантурова, благая: сделать рынки прозрачными. По маркировке можно отследить путь товара от производителя до покупателя. Причем сделать это может любой человек в приложении «Честный знак». Так удалось, например, вычислить «черных фармацевтов». «Госпитальные препараты попросту перепродаются недобросовестными работниками медучреждений. Маркировка выявляет такие схемы, делает рынок препаратов прозрачным», — говорил Мантуров.
Есть, правда, и еще один аспект — маркировка для производителей товаров платная: так, в сегменте лекарств (если они дороже 20 рублей) стоимость одного кода составляет 50 копеек. Скоро эти метки превратятся в миллиарды рублей, которые получит компания «Оператор — ЦРПТ»: она выдает коды и отслеживает маркированные товары с помощью специальной информационной системы. Ее основной владелец (50%) — «Центр развития перспективных технологий», принадлежащий структуре миллиардера Алишера Усманова. Доля 25% — у структур Ростеха Сергея Чемезова, 25% в «ЦРПТ» принадлежит «Концерну „Автоматика“», еще 25% — у «Элвис+ Групп» Александра Галицкого. Кстати, Мантурова называют человеком Чемезова. Их родственники даже ведут совместный бизнес.
Помимо платы за коды производители тратят собственные средства на закупку оборудования для маркировки. Те же фармкомпании компенсируют свои траты, повышая цены на лекарства. Ну а россиянам остается только лишь держаться.
Для лекарств маркировка стала обязательной с 1 июля. Как выяснила «База», фармкомпании уже сейчас массово жалуются на сбои в системе маркировки, что грозит в будущем дефицитом в аптеках. Например, компания «Фармкомплект» из Нижнего Новгорода (называет себя крупнейшим российским дистрибьютором фармацевтических препаратов) отправила письмо в правительство (копия есть у «Базы»), где так описала ситуацию: «Самой серьезной проблемой является крайне нестабильная работа ФГИС МДЛП (система „Мониторинг движения лекарственных средств“. — Прим. „Базы“), что не позволяет выполнять даже небольшой объем простейших операций. Несмотря на публичные заверения руководства ЦРПТ о стабильной работе ФГИС МДЛП, в реальности система работает с большими перебоями. Это подтверждается официальными сообщениями о сбоях, которые мы ежедневно получаем».
Проще говоря, работа стоит. Например, из-за сбоя в системе, который произошел 26 июня, часть маркированных лекарств «оказалась заблокирована». «В результате мы не можем ни переместить, ни списать этот товар, — сказано в обращении. — 02.07.2020 было написано обращение в техподдержку. Прошло две недели, но проблема не решена до сих пор».
Другая компания — «Алтайвитамины» — пожаловалась в правительство на оборудование для маркировки, выпущенное фирмой «Трекмарк» (долю 45% в которой имеет «Центр развития перспективных технологий»). Жалобы сводятся к тому же: работа сильно замедляется. «С пролистывателя могут выходить пачки со смещенной маркировкой… Это приводит к получению некачественного штампа на пачке, — говорится в обращении. — С пролистывателя может выйти до 4 пачек с дублирующей маркировкой, что выясняется при получении уведомления после отчета».
О «неготовности товаропроводящей цепи работать с маркированным товаром» заявляла и Ассоциация российских фармацевтических производителей. «Регулярные технические сбои создают проблемы и для дистрибьютора, и для аптек. Решать их зачастую приходится в ручном режиме, создавая для продукции карантинные зоны. Из-за низкой скорости работы системы МДЛП, несвоевременной реакции службы технической поддержки оператора на устранение ошибок возникают часы, а порой и дни простоя», — сообщала Ассоциация.
Аптеки сейчас стараются не работать с маркировкой.
Есть единичные обращения аптек по поводу системы маркировки: долго приходится ждать, — сказала исполнительный директор Аптечной гильдии Елена Неволина. — Маркированные товары аптеки сейчас вообще не очень охотно берут, потому что тогда многим из них придется в этом году переходить на менее удобную систему налогообложения.
Гендиректор компании DSM Group Сергей Шуляк дает похожую оценку:
— Сейчас некоторые аптеки избегают маркированных товаров, потому что тогда у них изменится система налогообложения. В свое время они сделали запас товаров, которые не маркированы, и сейчас это все продают. Ждем несколько месяцев, когда запасы иссякнут, — и тогда в полной мере проявится ситуация с маркировкой, посмотрим, что будет. Были случаи, когда жаловались люди, что иногда подвисает система, посмотрим, что будет при полной нагрузке.
В пресс-службе ЦРПТ «Базе» заявили, что проблемы незначительные: «В сентябре в ФГИС МДЛП было обработано почти 20 млн документов, скорость обработки 94,7% из них составляла менее 10 минут. Остальные документы обрабатывались более продолжительное время. В исключительных случаях обработка могла достигать нескольких часов». Так получалось в том числе из-за «некорректной интеграции IT-систем компаний с системой маркировки». Недавно ЦРПТ «увеличил численность инженеров в ситуационном центре», а «число обрабатываемых документов в сутки выросло в 20 раз».
В компании «Трекмарк» ответили так: «Если фармкомпания правильно эксплуатирует аппаратуру, распознавание кодов будет проходить без сбоев. От заказчиков с налаженным процессом маркировки жалоб не поступает вообще либо поступают единичные. От заказчиков, на площадках которых интеграция еще не завершена, запросы могут поступать. Просят либо дополнительное обучение работе с системой, либо кастомизацию наших решений под требования площадки».
В пресс-службе Минпромторга со ссылкой на данные ЦРПТ ответили, что «серьезных проблем» с маркировкой сейчас нет. А те, что есть, могут быть вызваны в том числе «действиями участников товаропроводящей цепи». Проще говоря, возможно, фармкомпании сами и виноваты.