По версии следствия, он был членом преступной группы, совершившей хищение у государства Пушкинского зверосовхоза и уникальной популяции черного соболя, которую эксперты оценивают в $1 млрд. Луговой, как и все другие участники аферы, отделался сроком, не связанными с лишением свободы.
Андрей Луговой единственный обвиняемый по громкому делу, который не признавал свою вину. Тем временем Следственный департамент МВД РФ отводил ему одну из ключевых ролей в афере. По версии следствия, Луговой как лицо, уполномоченное действовать в интересах СГУ "Российский фонд федерального имущества", организовал фиктивные торги, на которых государство лишилось имущество зверосовхоза и уникальной популяции соболя.
На слушания в Пушкинском суде Андрей Луговой был признан виновным в мошенничестве в особо крупного размере в составе организованной группы, нанесшем государству ущерб в 465 млн рублей (такова балансовая стоимость похищенного имущества). Однако служители Фемиды нашли у бизнесмена массу смягчающих обстоятельств и сочли, что "его исправление возможно без реального отбывания наказания". Поэтому Луговой получил всего два года заключения "условно".
Прокуратура, посчитав такой приговор излишне мягким, обжаловала его в Мособлуде. Однако вышестоящая инстанция оставила решение Пушкинского суда в силе.
Как уже сообщал "Росбалт", еще в 1929 году в Московской области была организована соболиная ферма, куда начали привозить зверьков из Сибири и с Урала. К 1931 году удалось собрать лучших представителей из разных хозяйств, которые и стали основой для выведения новой породы – черного пушкинского соболя. Все мировые эксперты признали, что он не имеет себе равных по качеству и цвету меха, после чего зверек стал чуть ли не стратегическим запасом страны.
Так, во время Великой Отечественной войны власти СССР порой расплачивались с властями США за поставку товаров именно шкурками черного соболя. До сих пор цена за шкурку на аукционах достигает $3-3,5 тыс.
В 1990-е годы на базе зверосовхоза "Пушкинский" было создано Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП), которое неизменно приносило прибыль. Так продолжалось вплоть до 2003 года, когда, по версии следствия, руководитель ФГУП Владимир Лось неожиданно стал брать непонятные крупные кредиты. Деньги под различными предлогами перечислялись на счета фирм, зарегистрированных по утерянным паспортам.
В результате этих манипуляций у преуспевающего ФГУП образовались долги (как считают в СД МВД РФ, созданные фиктивно) на 65 млн рублей перед частными структурами. А уже в начале 2004 года служба судебных приставов в счет погашения долгов арестовала часть имущества зверосовхоза.
Примечательно, что руководившего этой операцией судебного пристава сотрудники МВД не могут найти до сих пор – по их данным, он проживает за пределами России. Арестованное имущество, в том числе и часть популяции черного соболя, были выставлены СГУ "РФФИ" на торги, организацией которых как раз и занимался Андрей Луговой. В результате, по версии следствия, 63 гектара подмосковной земли и популяция черного соболя, которые принадлежали государству, перешли за бесценок к ранее судимому бизнесмену Денису Лаврову. Так, тракторы и тягачи продавались коммерсанту по 50-100 рублей, немногим больше (в 200-300 рублей) был оценен каждый соболь (их рыночная стоимость от $3 тыс. и выше), трансформаторная станция досталась Лаврову за 200 рублей и т.д.
Расследование грандиозной аферы было начато в 2008 году, когда Лавров объявил о том, что планирует перевести популяцию соболя в Калининградскую область. "Вопрос о подобном переезде решался на очень высоком уровне, – отмечал ранее источник "Росбалта" в МВД. – В материалах дела есть переписка весьма высокопоставленных чиновников". Как отметил собеседник агентства, операции помешали сами сотрудники зверосовхоза, а потом в дело вмешались представители ФСБ РФ. У контрразведчиков появилась информация, что из Калининградской области уникальная порода может быть целиком переправлена в Данию. Россия могла лишиться черного пушкинского соболя.
В изначальных материалах возбужденного дела указывалось, что рыночная стоимость зверосовхоза и уникальной популяции соболя составляет $1 млрд.
Первым в рамках расследования под стражу был взят бизнесмен Денис Лавров. Он подписал соглашение с Генпрокуратурой, по которому назвал другого участника преступления – директора ФГУП "Племзавод "Пушкинский" Владимира Лося. В мае 2010 года Лавров был приговорен Пушкинским судом к году тюрьмы, который он к тому времени уже отсидел под следствием.
Владимир Лось тоже заключил сделку с правосудием и дал показания на Андрея Лугового, а также предполагаемого организатора аферы – бывшего замминистра, который и ныне занимает ответственный пост.
В результате в мае 2011 года Лось был приговорен к шести годам условно.
Однако до высокопоставленного чиновника расследование так и не добралось. Еще в мае 2011 года Следственный департамент МВД РФ официально заявлял: "Соучастниками, в числе которых высокопоставленные сотрудники Министерства сельского хозяйства России, была разработана схема, при которой зверосовхоз умышленно довели до преднамеренного банкротства, затем ввели исполнительное производство и устроили торги по его продаже".
Однако к моменту суда над Луговым эти чиновники из дела куда-то "выпали".