Несмотря на рост авиатарифов, цен на топливо и аэропортовые сборы, авиакомпания «Уральские авиалинии» (УА) наращивает финансовые показатели. В УА поясняют, что нашли выход из ситуации за счет увеличения числа занятых кресел. Самолеты находятся в небе рекордное для авиакомпаний РФ время, чтобы принести прибыль владельцам перевозчика, а следствием «жесткой логистики, становятся поломки и существенные задержки в графике выполняемых рейсов. Компания вынуждена зачастую в оперативном режиме заниматься ремонтами судов и в нарушение российского законодательства. Так, таможенникам удалось выяснить, что «Уральские авиалинии» после чрезвычайного происшествия в аэропорту Барселоны полностью заменили двигатель самолета, купленный в Ирландии. В дальнейшем силовой агрегат ввезли в Россию как запасную часть самолета, при этом отказываясь растоможить. Инженеры УА заверили таможенников, что никаких новых узлов на самолет не ставили, и все обошлись ремонтом. Уже после завершения сроков договора лизинга борт вернули собственнику, а запасной двигатель компания оставила у себя на базе в России как самостоятельный объект. Так или иначе, «Уральские авиалинии» остаются одной из самых пассажиронеориентированных, а владелец компании Скуратов предлагает относиться к этим проблемам философски.
Авиакомпания «Уральские авиалинии» в 2017 году на 23,7% к объему 2016 году увеличила объемы перевозки пассажиров. В том числе за счет этого увеличилась выручка перевозчика – до 66,4 млрд рублей (рост почти на 16%). При этом, по словам основного владельца и гендиректора компании Сергея Скуратова, тариф упал на 4,5%, а если считать только на внутренних линиях, показатель стал ниже на 14%.
Есть и другие негативные факторы, представленные Скуратовым. «Аэропортовые расходы выросли на 15%, а стоимость авиационного керосина возросла на 20%. В России топливо дороже, чем в Европе. Но мы нашли варианты, как перекрыть эти факторы. Мы увеличили занятость кресел», – подчеркнул руководитель компании, уточнив, что самолеты находятся в воздухе по 14 часов в сутки. По его прогнозам, в 2018 году авиакомпания вновь увеличит выручку от продаж примерно на 15% – это около 75 млрд рублей.
В настоящее время из-за высокой загрузки лайнеров и отсутствия подменных бортов специалисты фиксируют частые случаи задержки рейсов перевозчика, аэропорт Кольцово (Екатеринбург), где УА являются базовым перевозчиком, составил рейтинг пунктуальности авиакомпаний за 2017 год. В группе российских предприятий, которые ежедневно летают из Екатеринбурга, первое место занял «Ямал», уровень пунктуальности которого составляет 98,1%. «Уральские авиалинии» не вошли даже в первую тройку пунктуальных.
«Задержки в 98% не зависят от авиакомпаний. В большей степени это аэропорты. Мы должны это понимать. Прямая наша вина будет, лишь если экипаж не придет на вылет, но всегда есть резервный экипаж. Может быть неисправность: самолет – сложный конструктив, там 100 компьютеров. Все может быть. В большей степени это не неисправность, а глюки компьютеров. Проблемы есть, никуда не уйти от этого, надо просто философски к этому относиться и рассматривать действия компании с точки зрения напоила ли она, накормила, предоставила ли гостиницу», – оправдал задержки своих бортов Сергей Скуратов.
По словам владельца, УА пытается поддерживать высокий процент исправности. Он зависит от количества запчастей, которые есть в наличии на базе перевозчика. Скуратов указал, что покупка запчастей для иностранных машин, а флот перевозчика состоит из самолетов семейства Airbus-320, – это дорогое удовольствие. Между тем вопрос закупки запчастей за рубежом и ввоза их заграницу стал камнем преткновения в споре между перевозчиком и Уральским таможенным управлением (УТУ). В настоящее время авиакомпания «забрасывает» Арбитражный суд Свердловской области исками к Кольцовской таможне. Только в декабре-январе в суд было направлено 13 таких обращений. Сергей Скуратов ограничился коротким комментарием ситуации, которая напрямую связана с ремонтами воздушных судов авиакомпнаии: «Мы разошлись в видении. При покупке двигателя мы декларируем его как запасную часть самолета, а они считают его отдельным изделием».
В Кольцовской таможне предпочитают не взвинчивать риторику в переговорах с перевозчиком. «Уральские авиалинии» на протяжении десятилетий остаются одним из наиболее активных участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), а таможне, как указывают осведомленные собеседники издания, «нужно бороться за показатели».
«Не могу раскрыть суть претензий, в том числе и по причине того, что у нас в целом большая судебная практика. У таможни сложились достаточно конструктивные отношения с перевозчиком, и даже эти иски не говорят о каком-то негативе. Деятельность компании озабоченности у нас не вызывает. Назову это каждодневной работой, одним из основных технических процессов», – старается соблюсти дипломатичность источник в аппарате Кольцовской таможни.
Между тем споры с представителями фискального органа грозят перевозчику серьезными финансовыми потерями. К примеру, в настоящее время «Уральские авиалинии» в суде апелляционной инстанции пытаются признать незаконным одно из решений Кольцовской таможни. По информации осведомленных источников «Правды УрФО», в 2015 году авиакомпания ввезла на территорию РФ незадекларированный авиационный двигатель. В августе того года УА выполняли рейс Москва (Домодедово) – Барселона. Вернуться в аэропорт базирования судно не смогло из-за поломки двигателя. В Барселоне агрегат полностью был заменен на другой двигатель, незадолго до этого купленный компанией в Ирландии за 3,5 млн долларов (ввезти в Россию двигатель еще не успели).
Согласно материалам арбитражного суда, по возвращению судна в Москву инженерный персонал авиакомпании дал пояснения, что был произведен ремонт без замены узлов и агрегатов. Представители компании пояснили, что двигатель частично разрушился при попытке взлета в аэропорту Барселоны. Примечательно, что после завершения лизингового контракта в 2016 году самолет «выбыл» с территории России с двигателем другой маркировки. Данный факт был выявлен в ходе камеральной проверки летом 2017 года. Компании направили требование о выплате таможенных платежей в размере 62 млн рублей и пени в 14 млн рублей. УА попытались решение оспорить, но безрезультатно.
Однако на инцидент с авиадвигателем существует и другая точка зрения, озвученная юристами, специализирующимися на спорах фискалов с участниками ВЭД. Эксперты склонны видеть в действиях перевозчика нарушение профильного законодательства.
«Конечно, необходимо знать все детали этой ситуации. Однако исходя из имеющихся данных, «Уральские авиалинии» в любом случае обязаны были известить таможенный орган о произведенной замене. Тем более что замена двигателя – это серьезная работа, занимающая не один день, это ключевая часть самолета. Любой товар, ввезенный на территорию Таможенного союза, должен быть продекларирован. Вопрос только в режиме. Даже если это был не гарантийный, плановый ремонт, а экстренный, необходимый, чтобы лайнер вообще мог вернуться в порт приписки, таможню нужно было уведомить о ситуации и продекларировать товар. Что касается таможни, к ней также могут возникнуть вопросы», – обозначил «Правде УрФО» свой взгляд на ситуацию управляющий партнер юридической компании «Лесников и партнеры», таможенный юрист высшей квалификации Петр Лесников.
Заседание суда апелляционной инстанции намечено на 19 февраля, и в случае, если решение арбитража не будет отменено, авиакомпании придется выплатить в бюджет 76 млн рублей. Впрочем, и в этом проблем юристы не видят и в шутку предлагают Скуратову «также относиться к проблемам философски, еще больше усложнить логистику и, наверное, вернуть потери, например, с пассажиров».