Новые ограничения для российской экономики со стороны Запада подсветили события, которые ранее оставались незаметными для широкой публики. Так мы узнали, что в городе Ирбит Свердловской области по-прежнему выпускают колясочные мотоциклы «Урал». Завод находится под контролем американского собственника, а производство критически зависит от импортных комплектующих. «Версия» изучила историю краха и спасения знаменитого советского бренда, который чем дальше, тем больше теряет связь с нашей страной.
22 апреля глава компании Ural Motorcycles Илья Хаит сообщил о переносе сборки легендарных колясочных мотоциклов «Урал» из города Ирбит Свердловской области в казахстанский Петропаловск. Эту информацию в тот же день уточнил исполнительный директор Ирбитского мотоциклетного завода Владимир Курмачев, заявивший, что завод будет продолжать производство мотоциклов, а «в Казахстане будет открыта вторая сборка для стран, в которые сегодня поставки техники из России невозможны». По всей видимости, «Уралы» из Ирбита продолжат поставлять в Китай.
Завод давно не работает на Россию и сильно зависит от западных поставщиков. Во-первых, ранее генеральный директор Ural Motorcycles Хаит сообщал, что производство в Ирбите остановилось еще 7 марта ввиду появившихся после введения антироссийских санкций сложностей с поставкой иностранных комплектующих и экспортом мотоциклов за границу. Во-вторых, в мэрии Ирбита подтвердили планы открытия нового завода в Казахстане и рассказали, что на головном заводе в Ирбите ожидаются «небольшие» сокращения. В-третьих, большинство продукции завода действительно отправляется зарубежным заказчикам, а сам завод ориентирован на западный и азиатский рынки.
Уже известно, что ведутся переговоры об аренде площадей на заводе «Казтехмаш» в Петропавловске, расположенном вблизи границы с Россией. «Казтехмаш» производит комбайны и кормозаготовительную технику и отчасти является «профильным» для Ирбитского завода предприятием. Об этом недавно рассказал министр индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Каирбек Ускенбаев.
Как все это получилось?
Новость о том, что знаменитая марка мотоциклов «Урал» теперь будет производиться в Казахстане, вызвала ажиотаж, базирующийся на патриотической оценке ситуации, окрашенной модным термином «импортозамещение». Мол, как же так, прославленная советская марка критически зависит от зарубежных комплектующих!
Между тем производимые в Ирбите «Уралы» уже давно не те, что выпускались в СССР. И предприятие уже давно частное. Кстати, на советском заводе могли делать только мотоциклы с коляской, и за многие десятилетия не выпустили ни одной новой модели. Да и старая, оказывается, это модернизированный довоенный немецкий мотоцикл BMW R75.
В развальные 90-е годы руководство страны плюнуло на завод, и, по всем законам экономики, он должен был сгинуть. Спасло его чудо и вмешательство частных лиц.
В 1992 году Ирбитский завод выпустил 130 тысяч мотоциклов, и все они были проданы. На предприятии работали около 10 тысяч человек, и абсолютно все комплектующие производились в собственных цехах. Через 5 лет здесь произвели всего 4 тысячи мотоциклов, а продажи рухнули. В 1998 году завод произвел продукцию на 67 млн рублей, а долги составили 380 млн. В этом же году предприятие за 5 млн долларов выкупил Каха Бендукидзе, президент группы «Объединенные машиностроительные заводы». Он попытался вывести предприятие из кризиса, но в 2000 году оно стало банкротом. Топ-менеджеры завода Дмитрий Лебединский, Илья Хаит и Вадим Тряпичкин предложили Бендукидзе выкупить предприятие в рассрочку за 6 млн долларов, но не смогли вовремя внести первый транш, и владелец согласился продать завод банкиру Александру Смоленскому. Тот прилетел в Ирбит, ужаснулся и фактически отказался от приобретения. Больше претендентов не было, и завод перешел в руки топ-менеджеров, но уже за меньшую сумму.
Новые владельцы отказались от 100-процентного производства комплектующих и переориентировали выпуск мотоциклов на зарубежных потребителей, поскольку в России «Урал» стал почти невостребованным. Была открыта широкая дилерская сеть, занимавшаяся продажами в США (как ни странно, «Уралы» с коляской там достаточно популярны). В 2003 году были проданы 650 мотоциклов (на американском рынке они стоят 9-11 тысяч долларов). В Редмонде (штат Вашингтон) зарегистрировали компанию IMZ-Ural Group Inc., через которую шли поставки мотоциклов и запчастей.
«Урал» с американским акцентом
В настоящее время компания управляется из США. В Америке живет и Илья Хаит, давно имеющий, судя по отрывочным данным, американское гражданство. Он – генеральный директор компании Ural Motorcycles, зарегистрированной в Редмонде. Ural Motorcycles, по всей видимости, – брендовое название коммерческой корпорации IMZ-Ural Group Inc. Она не занимается производством и является торговым дистрибьютером Ирбитского мотоциклетного завода на Западе и одновременно владеет им через компанию «ИМЗ-Урал» (IMZ-Ural Group Inc – учредитель ООО «Группа «ИМЗ-Урал»). «ИМЗ-Урал» зарегистрирована в апреле 2006 г. в г. Ирбит Свердловской области и имеет 96,36% доли в ООО «ПК Ирбитский мотоциклетный завод».
О руководителе всех этих компаний Илье Хаите информации не так много. Он родился в 1963 году. Окончил Ленинградский политехнический институт. Работал директором исследовательско-консультационной фирмы «Альт» в Санкт-Петербурге, затем директором по развитию в ОАО «Объединенные машиностроительные заводы» у Бендукидзе. В январе 2001 года стал одним из собственников Ирбитского мотоциклетного завода и директором по его развитию. Именно Хаиту можно поставить в заслугу, что легендарный советский бренд не умер.
Однако марка мотоциклов «Урал» уже не является популярным российским брендом. В его названии осталась только фонетическая память, воскрешающая светлые времена советского прошлого. 99% продукции уходит заказчикам в США, Канаде, Мексике и Азии. Например, в 2019 году в России были проданы только 45 мотоциклов.
Санкции Запада против России сделали невозможным дальнейшее развитие предприятия Хаита, поэтому поворот в сторону Казахстана является, наверное, единственной возможностью сохранить производство колясочных мотоциклов и советский бренд «Урал». Руководство российской промышленности никогда не обращало внимания на то, что импортозамещение, объявленное в 2014 году, почти не коснулось небольших заводов, и предприятие в Ирбите – не исключение.
Представляется, то главное сейчас – сохранить коллектив в Ирбите, состоящий из 120 работников. Лить слезы поздно: хороша Маша, да не наша. Да и завод уже давно работает на зарубежного потребителя. А вот почему государство отказалось от поддержки Ирбита и популяризации нашего, а не китайского или западного – большой вопрос.