Сегодня стало известно об аресте в Москве корреспондента агентства «Укринформ» Романа Сущенко. ФСБ подозревает журналиста в сборе сведений, составляющих гостайну, называя его полковником Главного управления разведки Минобороны Украины. В Минобороне Украины сообщение ФСБ отвергли, назвав информацию «надуманной историей» и «полным фейком». Коллеги журналиста считают его уголовное преследование провокацией. Адвокат Романа Сущенко Марк Фейгин утверждает, что его подзащитный находится в России по личным обстоятельствам.
В Центре общественных связей ФСБ сегодня сообщили, что Роман Сущенко был задержан в Москве «при проведении шпионской акции». В заявлении ведомства говорится, что Роман Сущенко — полковник Главного управления разведки Министерства обороны Украины. «Гражданин Украины целенаправленно собирал составляющие государственную тайну сведения о деятельности вооруженных сил и войск национальной гвардии Российской Федерации, утечка которых за рубеж могла нанести ущерб обороноспособности государства»,— подчеркнули в ФСБ.
Следственное управление ФСБ возбудило в отношении Романа Сущенко уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 276 УК РФ («Шпионаж»). По решению Лефортовского райсуда Москвы он на два месяца определен в СИЗО «Лефортово».
Минобороны Украины назвало задержание журналиста по подозрению в шпионаже произведенным «в духе традиций КГБ». «Тут абсолютно надуманная история. Он журналист, он специальный корреспондент государственного информационного агентства "Укринформ" во Франции и долгое время там работает. При чем здесь наблюдение за российскими военными и спецслужбами? Я не могу даже понять, в чем заключалось его наблюдение»,— сказал «РИА Новости» официальный представитель Минобороны Украины по вопросам военной операции в Донбассе Андрей Лысенко.
Главное управление разведки Минобороны Украины, в свою очередь, заявило, что господин Сущенко не является их сотрудником. В пресс-службе ведомства сообщили «РИА Новости», что считают обвинения ФСБ «полным фейком».
В МИД России заявили, что Роман Сущенко находится на территории страны без журналистской аккредитации. Как подчеркнули в ведомстве, за ее получением он не обращался. «Если он собирался работать в России как журналист, то обязан был это сделать»,— уточнили в департаменте информации и печати МИД РФ.
Коллеги журналиста из «Укринформ», в свою очередь, сообщили, что Роман Сущенко работает в агентстве с 2002 года, а через восемь лет стал его собственным корреспондентом во Франции, куда переехал вместе с супругой Анжелой. Последняя о задержании мужа, приехавшего с частным визитом к родственникам, проживающим в Москве, узнала утром 2 октября. По словам госпожи Сущенко, в течение двух дней мобильный телефон Романа был недоступен, а позвонив его родственникам, она узнала, что мужа задержали сотрудники ФСБ. Подробности происшедшего родственники журналиста ей не сообщили, впрочем, после задержания Романа Сущенко сотрудники ФСБ взяли с них подписки о неразглашении.
В «Укринформ» заявили, что все обвинения в шпионаже в адрес Романа Сущенко, журналиста «с многолетней безупречной профессиональной репутацией, аккредитованного в одной из самых влиятельных стран Евросоюза, которая к тому же является участницей “нормандского формата”, могут расцениваться лишь как неправомерный акт со стороны РФ в отношении украинских граждан».
Адвокатом Романа Сущенко стал Марк Фейгин, ранее представлявший интересы обвиняемой в соучастии в убийстве журналистов Надежды Савченко, которая в результате обмена вернулась на Украину. Однако попасть к своему подзащитному в «Лефортово» адвокат пока не смог. «Да, мой подзащитный находится в СИЗО Лефортово, но, поскольку в данном изоляторе проводится жеребьевка, кто из адвокатов сможет пройти к клиентам, и проводили ее еще в пятницу, а я приехал к Лефортово сегодня ночью, то сегодня я вряд ли к нему попаду. Как в таких условиях защищать своих клиентов совершенно непонятно»,— отметил «РИА Новости» господин Фейгин. По его словам, Роман Сущенко приехал в Россию по личным делам. «В Москве он находился в отпуске, приехал навестить своих родственников»,— сказал адвокат.
Российско-украинские шпионские скандалы
5 августа 2014 года в Москве во время деловой поездки был задержан бывший директор полтавского оборонного завода «Знамя» Юрий Солошенко. Ему предъявили обвинения в попытке шпионажа. В октябре 2015 года Мосгорсуд приговорил пенсионера к шести годам строгого режима. В июне 2016 года он был помилован и обменян на журналистку, которая обвинялась на Украине в сепаратизме.
29 января 2015 года жительница Вязьмы Смоленской области Светлана Давыдова была задержана по обвинению в государственной измене и шпионаже. Поводом послужил телефонный звонок в посольство Украины, в котором она сообщила о перемещении солдат одной из воинских частей. Задержание многодетной матери вызвало общественный резонанс. В марте того же года дело госпожи Давыдовой было прекращено из-за отсутствия состава преступления.
9 февраля 2015 года Лефортовский суд Москвы взял под стражу служащего Черноморского флота Сергея Минакова по обвинению в шпионаже. По данным следствия, подозреваемый собирал сведения о дислокации кораблей Черноморского флота и планах учений с целью передачи зарубежным спецслужбам, в том числе украинским. Позже дело было прекращено за отсутствием состава преступления.
24 марта 2015 года представители ФСБ сообщили о задержании гражданина Украины Сергея Скирты, обвиняемого в промышленном шпионаже. По версии ФСБ, он собирал научно-техническую информацию о деятельности российских предприятий, в частности Уральского турбинного завода. О его судьбе позже не сообщалось.
16 июня 2015 года представители СБУ заявили о задержании сотрудника управления СБУ в Донецкой области подполковника Александра Третьяка и капитана Службы внешней разведки Украины Дегтярева, якобы завербованных российскими спецслужбами. По некоторым данным, Александр Третьяк был обменян в ДНР на одного из украинских военнопленных.
12 ноября 2015 года сотрудники ФСБ задержали гражданина Украины Ивана Сердюка, перешедшего границу с Россией в Брянской области. Он признался, что был завербован СБУ, чтобы передавать российским властям дезинформацию. Позже Иван Сердюк был выдворен из страны с запретом на ее посещение в течение 40 лет.
26 марта 2016 года российские спецслужбы задержали сотрудника департамента контрразведки центрального аппарата СБУ подполковника Юрия Иванченко. По версии следствия, он должен был предложить ФСБ передать секретную информацию через тайники в Киеве. В случае успеха спецслужбы Украины и США планировали арестовать агента ФСБ, пришедшего за ней. Позже сообщалось о его депортации на Украину.
18 июля 2016 года ФСБ сообщила о задержании на российской территории переводчика мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине Артема Шестакова. По версии следствия, он передавал СБУ данные о передвижении техники и личного состава ЛНР. Позже он был выслан на Украину.