Арсений Яценюк, выпихать которого из премьерского кресла пытались чуть ли не с осени 2014-го года, наконец принял решение уйти самостоятельно и красиво. Отставка премьера привела в возбуждение даже самые отсталые слои украинской политической элиты: ведь смена премьера означает появление вакантных мест у кормушки.
Самопрезентацию Арсений Петрович провел в воскресенье, 10 апреля, выступив с видеообращением к согражданам. Держался гордо и даже самоуверенно – так, словно не об уходе говорил, а о воцарении на политическом Олимпе. При этом уточнил: заявление об отставке предоставит в Верховную Раду во вторник. Для чего лично премьеру понадобился временной разрыв, не ясно, но все остальные не преминули возможностью им воспользоваться. Остаток воскресенья, весь понедельник и первую половину вторника украинский политикум оживленно торговался. Делили места в новом правительстве, заявляли о себе как о будущих генпрокурорах (экс-министр МВД Юрий Луценко и бывший журналист, а ныне депутат ВР Сергей Лещенко) и даже премьерах (Олег Ляшко, например).
Развод – дело долгое
Противостояние команд Арсения Яценюка и Петра Порошенко оформилось еще два года назад и вышло на поверхность после осенних выборов 2014 года, когда яценюковский «Народный фронт» обогнал Блок Петра Порошенко по набранным процентам. Победа «Народного фронта» не позволила президенту навязать свой формат коалиции без премьера-Яценюка и вынудила пойти на серьезные уступки.
Затем была речь вице-президента США Джо Байдена в Верховной Раде – американский патрон приказал Винни-Пуху и Кролику дружить и не раскалывать единство. Однако они передрались уже через неделю после отлета Байдена из Киева. Осенью прошлого года коалиция фактически распалась, и несколько месяцев президент и премьер лишь делали вид, что она действует.
Избавиться от премьера пробовали разными способами. На видео – попытка вынести Яценюка из зала, предпринятая депутатом Олегом Барной:
Окончательную точку в истории развода поставило голосование в феврале, когда Верховная Рада проголосовала за неудовлетворительную работу кабмина в 2015 году. Но для принятия резолюции недоверия правительству и отставки Яценюка правительству не хватило голосов: украинские парламентарии иногда проявляют удивительную гибкость.
Благодарим за службу!
Первая реакция на заявление об отставке была скорее настороженной: поначалу многие решили, что это очередная уловка, попытка уйти так, чтобы остаться. Мол, когда дойдет дело до голосования в Раде, опять не хватит голосов и Яценюк перехитрит всех. Однако точку в этих гаданиях снова поставил Джо Байден, уже на следующее утро попрощавшись с Яценюком и поблагодарив за работу. Украинцам вице-президент США попросил передать свои поздравления «с прогрессом в экономических реформах, подписанием соглашения об ассоциации с Евросоюзом и работой над достижением энергетической независимости, которая проводилась во время премьерства Яценюка».
Поблагодарила Арсения Петровича и его немецкая коллега Ангела Меркель – «за весомый вклад в воплощение национальных реформ и защиту независимости и безопасности Украины».
«Нет, весь я не уйду…»
Казалось бы, в лагере Порошенко должны торжествовать – однако, как выяснилось, рады не все. Близкий к посольству США депутат Сергей Лещенко, к примеру, настроен весьма пессимистично.
«Вместо позорного снятия с должности за неуспеваемость, в результате сговора 16 февраля президент позволил Яценюку уйти с гордо поднятой головой. Эти два месяца были черными для Петра Порошенко. Траектории настроений в обществе и политике полностью поменялись. Яценюк уходит, оставляя Порошенко один на один со всеми проблемами в экономике, обвинениями в использовании прокуратуры для сведения счетов и зарождении авторитарных замашек. Среди задач на будущее Яценюк назвал новый избирательный закон, и это первый шаг, который будет работать на восстановление рейтинга Яценюка», – уверен украинский парламентарий.
И действительно, Лещенко не так уж и неправ. Теперь именно Петр Алексеевич Порошенко – первый в очереди на позицию козла отпущения. Тем более, что в день отставки Яценюка по странному совпадению вышла очередная антикоррупционная статья в «Нью-Йорк Таймс» – и били в ней по Порошенко прицельно.
Журналист Оливер Буллоу в публикации под названием The West Is Enabling Graft in Ukraine («Запад делает возможной коррупцию в Украине») пишет: «Здесь, в Украине, публикация «панамских документов» привлекла больше внимания чем везде. В августе 2014 года украинских солдат окружили и обстреливали в Иловайске, а президент Петр Порошенко, кондитерский магнат, открывал корпоративный бизнес на Британских Виргинских остовах. Пока украинские молодые мужчины умирали, защищая Украину, их главнокомандующий искал обходные пути, чтобы избежать украинских налогов для своей бизнес-империи». Еще пара таких публикаций – и можно раскачать публику до состояния «Петю геть!».
А учитывая короткую память украинского избирателя, не исключено, что через год-полтора в политику снова вернется молодой и перспективный реформатор Арсений Яценюк. Вернулась же Юлия Тимошенко – хотя на ней, казалось бы, клейма уже негде ставить.
Игра в стульчики
Мощным стимулирующим фактором для Петра Порошенко стала позиция США, озвученная за несколько дней до отставки Яценюка послом Джеффри Пайеттом: в ближайшие два года – никаких выборов. Практически прямым текстом украинской верхушке сказали: делайте, что хотите, но чтобы уже через несколько дней было новое большинство в Раде и новый Кабмин без перевыборов. Соответственно, 11-го и 12-го апреля украинские новостные ленты пестрели сообщениями о том, кто какое предложение принял, кто кого протаскивает за собой, и кто какое составил «министерское меню».
Как выяснилось, отказавшийся в понедельник вечером от премьерства председатель Верховной Рады Владимир Гройсман (представитель винницкой команды Петра Порошенко) наутро уже вновь согласился на марьяж. Голосование за отставку Яценюка и кандидатуру нового премьера ожидалось днем 12 апреля, и соответствующий проект постановления был даже зарегистрирован Верховной Радой. В действительности же все затянулось на неизвестный период: министерские расклады утверждались и переутверждались, и в 18.15 первый заместитель председателя Верховной Рады Андрей Парубий закрыл вечернее заседание парламента.
Интересно, что согласно всем вариантам договоренностей о переделе власти «Народный фронт» не особенно теряет в позициях. За ним остается Совет национальной безопасности и обороны (Александр Турчинов), МВД (Арсен Аваков), Министерство юстиции, гуманитарная сфера (культура, образование) и идеологический контроль. Дополнительно блок Яценюка усиливает позиции в парламенте – к нему отходит пост спикера (Андрей Парубий). Но зато формально ответственность за взлеты и провалы экономику нести будет уже лично Петр Порошенко.
Проторговавшиеся
Камнем преткновения стала, в частности, кандидатура министра экономики. Как сообщил один из участников торгов: «Гройсман уперся. Уже 4 часа сидят». А к вечеру агентство «Украинские новости» обнародовало сообщения, которые Юрий Луценко отправлял во фракционный Viber: судя по этим паническим репликам, у президента Украины сдают нервы. Порошенко потребовал принять решение по составу нового кабмина немедленно – пригрозив иначе завтра же распустить парламент. Дедлайн был обозначен: 18.00 (вот почему Парубий продлевал заседание Рады!). Но «высокие договаривающиеся стороны» так и не сторговались. «Завтра мы должны провести решение либо идти на выборы», – оповестил однопартийцев Луценко. Ну, Украине не привыкать.