Украиной по-прежнему правят деньги

Источник
Согласившись дать иммунитет «газовому лобби», Петр Порошенко посеял семена будущей контрреволюции.
Несколько недель назад президент Украины Петр Порошенко опубликовал статью в Wall Street Journal, в которой рассказал о достижениях нового правительства. Одним из главных был назван прогресс в борьбе с наследием: "коррупцией, кумовством и неэффективной политикой". В качестве доказательства он привел в пример запуск новой полиции, которую не затронет повсеместно укоренившаяся коррупция, а также усилия по реформированию судебной системы и успехи в привлечении "молодых реформаторов" из заграницы. 

Послужной список 

Прежде всего Порошенко провозгласил новый подход к управлению, который, как он заявил, будет основан на открытости и подотчетности перед гражданами. "Сегодня, после свободных, справедливых и одобренных международным сообществом выборов, украинское руководство прозрачно и подотчетно, как никогда ранее", - писал он. 

Все это казалось настолько прекрасным, что западные журналисты решили проверить президента. Особенно их заинтриговало утверждение, что "в прошлом году 2702 бывших чиновника были осуждены за коррупцию". Если бы это было правдой, у правительства не было бы никаких оснований скрывать детали. Такой удивительный послужной список был бы замечательным достижением. 

И все же на обращение в администрацию президента за списком лиц, осужденных за коррупцию, был получен отказ, который был мотивирован конфиденциальностью. Вот и расхваленная Порошенко прозрачность нового правительства. 

К сожалению, нежелание обеспечить доступ к деталям столь разрекламированной программе реформ говорит не в пользу новой власти. Президент находится под сильным давлением со стороны Вашингтона, Брюсселя, международных финансовых институтов и, конечно, украинских граждан, которые требуют выполнения обещаний по проведению реформ и борьбе с коррупцией. Тем не менее, переименование основного правоохранительного органа Украины из "милиции" в "полицию" не влечет за собой резкое преобразование раздутого, коррумпированного и некомпетентного Министерства внутренних дел. Кроме того, все положительные моменты не смогут скрыть того факта, что кампания президента по борьбе с коррупцией движется в неправильном направлении, по мнению 72% украинцев. 

Рыба гниет с головы 

Суровая реальность в том, что гнить украинское государство всегда начинало с головы, с коррумпированной и циничной когорты высокопоставленных политиков и бизнесменов - и именно на этой ниве усилия Порошенко никак не могут набрать обороты. Реформам Украины не угрожают мелкие взяточники, которые есть во многих странах. Им угрожает коррупция на высшем уровне, которая в стране настолько распространена, что только три из 15 стран бывшего СССР имеют худшие показатели, согласно антикоррупционной организации Transparency International

Главной проблемой является неспособность президента выполнить свои обещания по борьбе с влиянием олигархов. Их недовольство было одной из движущих сил Евромайдана, отстранившего от власти бывшего президента Виктора Януковича, который считался воплощением олигархической системы. Как ни странно, выборы, которые последовали после его свержения, привели к власти никого иного, как миллиардера-политика Порошенко (который когда-то занимал руководящую должность в правительстве Януковича). В своей новой книге "Украина: Что пошло не так и как это исправить" Андерс Аслунд пишет, что "крупные бизнесмены захватили власть в государстве". По его мнению, в Украине это проявляется сильнее, чем в любой другой пост-коммунистической стране. Аслунд предупреждает: власть олигархов должна быть сломлена, чтобы реформы могли быть успешными.

Зная, что усилия по реформированию системы будут эффективными только в случае, если олигархи начнут терять свое влияние, Порошенко заявил о курсе на деолигархизацию в рамках своей антикоррупционной кампании. Он поднял огромную шумиху несколько месяцев назад, когда освободил Игоря Коломойского, одного из самых влиятельных бизнесменов страны, от должности губернатора Днепропетровской области. В июне было создано Национальное бюро по борьбе с коррупцией. Парламент принял жесткий закон о "люстрации", чтобы очистить госструктуры от чиновников советской закалки (и, предположительно, инакомыслящих). Порошенко также назначил бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили губернатором коррумпированной Одесской области. 

Но украинцы ему не верят. Недавно, опубликованные результаты опроса, проведенного Международным республиканским институтом, показали, что 40% украинцев не видят никаких изменений, в то время как 32% считают, что изменения происходят слишком медленно. Критики утверждают, что несколько громких арестов чиновников были "дешевым спектаклем" и "пустыми репрессиями". В прошлом месяце ведущие гражданские организации Украины обратились к президенту с призывом "разблокировать" зашедшие в тупик усилия по борьбе с коррупцией. 

Они реагируют на неудачи Порошенко в попытках обуздать власть олигархов, которые до сих пор контролируют экономику страны и ее основные телевизионные каналы. 

Иммунитет от судебного преследования 

Правящие элиты Украины всегда де-факто имели иммунитет от судебного преследования и продолжают быть выше закона, неприкасаемыми даже для кампании "деолигархизации". Некоторым из них было позволено покинуть Украину, чтобы избежать уголовного преследования, на котором настаивало общество. Несмотря на отставку с поста губернатора, Коломойский продолжает контролировать крупнейший банк страны, а также один из самых влиятельных телевизионных каналов. Пожалуй, причудливей всего то, что бизнес-империи союзников Януковича, в том числе его старшего сына Александра, до сих пор существуют и продолжают приносить прибыль своим хозяевам. 

Любая попытка лишить олигархов «когтей» должна начинаться с заведомо коррумпированной энергетической отрасли страны, которая вытягивает миллиарды из бюджета. Пожалуй, наиболее заметной фигурой из числа энергетических магнатов страны является Дмитрий Фирташ, который начал торговать газом в 1990-е с поддержкой (как он признался послу США в Украине) мафиозного дона Семена Могилевича, которого разыскивало ФБР. Фирташ, и другие члены так называемого "газового лобби", успешно поддерживали взаимовыгодные связи со всеми президентами Украины (в том числе Порошенко), прокуратурой и службой безопасности. Действительно, из дипломатической переписки США, которая была размещена в интернете на страницах портала Wikileaks, мир узнал больше о коррупции в энергетическом секторе, чем знали президенты Украины или правоохранительные органы, постоянно отрицавшие связь с Фирташем. 

На самом деле Порошенко имеет долгую историю сотрудничества с Фирташем, которая восходит к президентству Леонида Кучмы до Оранжевой революции 2004 года. Менее чем через месяц после революции Евромайдана Порошенко отправился в Вену с боксером (а теперь и мэром Киева) Виталием Кличко, чтобы заручиться политической поддержкой Фирташа, который ожидал суда в связи с требованиями о его экстрадиции по обвинению в коррупции. В то время как они были в Вене, Порошенко и Кличко заключили сделку о предоставлении лидеру «газового лобби» (Фирташ, бывший министр топлива и энергетики Юрий Бойко, начальник штаба Януковича Сергей Левочкин) иммунитета от судебного преследования в обмен на поддержку - в виде денежных средств и лояльности принадлежащих олигарху СМИ. 

Получили все, что хотели 

"Мы получили то, что хотели - Порошенко в качестве президента и Кличко в качестве мэра," - хвастался Фирташ в венском суде. Для режима Януковича было бы невозможно выполнять свои коррупционные схемы без участия Левочкина, но сегодня он неприкасаемый из-за иммунитета, который получил благодаря той договоренности. 

Согласившись дать иммунитет «газовому лобби» в политической сделке, Порошенко не только отказался от своих обещаний избавить Украину от олигархов, он, возможно, посеял семена будущей контрреволюции. Левочкин и бывший министр энергетики Бойко - лидеры партии оппозиционного блока в парламенте, который состоит из бывших сторонников Януковича и занимают пророссийскую позицию. 

Даже от циничного политического маневрирования украинского президента можно констатировать, что Порошенко делает недостаточно для привлечения к ответственности нарушителей. 

Попытка Порошенко рассказать о 2702 чиновниках, осужденных за коррупцию, - очень слабая попытка ввести в заблуждение украинцев и Запад. Недавний опрос показывает, что из-за отсутствия у Порошенко решительности в борьбе с коррупцией растет недовольство граждан. Его неспособность осмысленно решить проблему лишает его шансов на второй президентский срок, как это было с победителем оранжевой революции президентом Ющенко, который получил лишь пять процентов поддержки в 2010 году и открыл дверь Януковичу.
Персоны Компании
Тяжелый труд: почему зарплаты губернаторов различаются в десять раз
Большинство губернаторов живут в основном на зарплату, но она различается на порядок за счет местных надбавок и поощрений. Аману Тулееву ее удваивает статус почетного гражданина 14 городов и районов Кемеровской области.
Работа на взнос
Как устроен благотворительный фонд имени Ахмата Кадырова.
«Грузинское чудо»: зачем Порошенко назначил Саакашвили губернатором
Президент Украины назначил Михаила Саакашвили губернатором Одесской области. От него ждут повторения «грузинского чуда», однако в украинских условиях это будет сложно, констатируют эксперты.
Обзор 4-8 мая: семейные ценности – это святое
На первый план в недельной подборке материалов наконец-то вышли семейные ценности. Но, как и положено библиотеке разоблачений и скандалов, ценности получилось очень уж своеобразные. Да и семьи – особенно.
Не желающие декларировать имущество депутаты нашли лазейку в законе
Сразу 14 депутатов челябинского парламента не сдали декларации, решив, что закон наказания не предусматривает. Среди них вице-спикер, прячущий имущество от бывшей супруги. В «Единой России» обещают убрать эту лазейку.
Родовые скрепы
Бизнес семьи Патрушевых: от экспорта леса до торговли закромами Родины.
Маленький террор: что стоит за антикоррупционными чистками в Китае
Очередным этапом чистки элит в Китае стало судебное преследование бывшего члена политбюро Чжоу Юнкана.
У кого из российских чиновников, госменеджеров и их родственников были счета в HSBC
Совместное расследование «Ведомостей», Международного консорциума журналистов-расследователей и Le Monde.
Губернатор Цуканов «сводит счеты»?
«Непокорные» муниципалы Калининградской области обвинили губернатора Николая Цуканова в желании лишить полномочий оппозиционные им органы местного самоуправления.
«Все просили денег, а он свободы»: жизнь и дела Кахи Бендукидзе
13 ноября в Лондоне умер Каха Бендукидзе, ему было 58 лет. В России Бендукидзе был известен как предприниматель, в Грузии как государственный деятель.
Кого из газпромовцев швейцарская прокуратура подозревает в получении взяток от Siemens
Фигуранты считают полученные деньги законной платой за консультации, помогавшие компании вести бизнес в России.
До основанья, а затем...
Кризис на Украине сказывается на работающем в стране западном бизнесе, который и до последних событий приходил туда с оглядкой на политические риски, коррупцию и низкий уровень платежеспособного спроса.
«Опора России»: Две трети малого бизнеса вовлечено в коррупцию
Каждый второй предприниматель считает, что взятки выгодны как чиновникам, так и бизнесу.
Экс-следователь МВД Карпов подает в суд на Браудера и Файерстоуна
Фигурант «списка Магнитского» Павел Карпов потребует через суд в Москве от руководителей британского фонда Hermitage Capital компенсацию за клевету.
Мэр с амбициями олигарха?
Пока калининградские депутаты призывают к отставке губернатора Николая Цуканова из-за скандала с «Инвестбанком», общественные деятели заподозрили, что мэр Калининграда Александр Ярошук нарушает законодательство о противодействии коррупции и передает господряды на освещение городских мероприятий телеканалу, совладельцем которого он сам и является, сообщили корреспонденту The Moscow Post в оппозиционных кругах.
Освобождение Ходорковского не повлияет на инвестклимат в России
Освобождение Михаила Ходорковского почти не повлияет на инвестиционный климат в России, считают инвесторы, банкиры и чиновники.
Будет по плохому
В Кремле создано управление по борьбе с коррупцией. Руководителем его назначен Олег Плохой.