«URA.Ru» продолжает информировать о параличе региональной власти. Счетная палата вскрыла нарушения на десятки миллионов рублей в свердловском министерстве здравоохранения. Чиновники за бюджетный счет поправляли здоровье за рубежом. На контрактах зарабатывал посредник, считающий Россию «глупой страной». Юристы уверены — разоблачение стало главной причиной экстренной отставки экс-министра Аркадия Белявского. Но силовики могут нанести удар и по его заместителям. Мы ознакомилось с отчетом ревизоров за несколько дней до того, как он попадет в распоряжение силовиков.
Программа по оказанию медпомощи нуждающимся больным за пределами России за счет бюджета Свердловской области стартовала в 2006 году. Тогда минздрав выпустил приказ, подробно разъясняющий правила отбора кандидатов. Их представляли для рассмотрения больницы. Врачебный консилиум и ведомственная комиссия должны были прийти к выводу, что ни одна из отечественных клиник не в состоянии вылечить пациента. Но окончательное решение оставалось за председателем правительства, который должен был поставить подпись под каждой просьбой о выделении бюджетных средств.
Аналогичные схемы действовали и в других регионах. В них периодически возникали скандалы, когда бюджет оплачивал огромные счета за поправку здоровья высокопоставленных чиновников, а у больниц в это же время не было средств на проведение операций обычным больным. Для восстановления справедливости в 2011 году правительство РФ поменяло правила игры. Федеральное законодательство определило, что все заявки должны централизованно поступать в Минздравсоцразвития России и только оно получило право принимать по ним окончательные решения.
Свердловская схема оказалась вне закона, но региональные власти продолжали ее активно использовать.
Масштабные нарушения вскрыла Счетная палата, проведя проверку регионального минздрава и шести областных больниц по итогам 2014 года. В отчете говорится о незаконных тратах на сумму 10 миллионов 750 тысяч рублей. Эти деньги пошли на оплату областной клинической больницей №1 десяти счетов на лечение семи пациентов. В документах указаны только их фамилии. Но в трех случаях «URA.Ru» удалось выяснить, о ком идет речь.
На медицинское обслуживание бывшего руководителя Северного управленческого округа Ивана Граматика было израсходовано 2,9 миллиона рублей. Чиновник скончался 25 апреля 2015 года. 3,1 миллиона обошлось бюджету лечение экс-вице-премьера областного правительства Семена Спектора. Он бодр и до сих пор принимает активное участие в общественно-политических мероприятиях. 1,865 миллиона рублей ушло на оказание услуг известному врачу, работавшему в команде Семена Спектора — Феликсу Зильберману.
Кем являются остальные пациенты (Пушин, Волкова, Беляева, Шалагин), достоверно неизвестно. По одной версии, это врачи.
Но люди с такими фамилиями есть среди бывших мэров, сотрудников областных органов власти и их ближайших родственников.
Вызывает удивление структура, на счета которой попали бюджетные деньги — Medikal Care Center Dusseldorf. По данным сайта организации, она является посредником между заказчиками и германскими клиниками. О ее руководителе (некто Serge Uretzki) есть лишь одно упоминание в открытых источниках. В профиле на портале Snob.ru глава клиники сообщает, что он — врач-онколог, родился в Свердловске в 1949 году. Уехал из СССР в 1990 году, после чего работал врачом в Москве, Гамбурге и Дюссельдорфе. Мечтает Serge Uretzki только об одном — «чтобы Россия поумнела».
Член правления общественной организации по защите прав потребителей медицинских услуг «Здравоохранение» Максим Стародубцев припоминает, что некоторое время назад на рынке был переизбыток подобных посредников: «Их реклама висела на каждом столбе». Он настаивает, что бюджетные структуры должны заключать прямые договоры с клиниками, в противном случае нарушается принцип прозрачности расходования бюджетных средств. Стародубцев уверен, что руководство СОКБ №1 совершило серьезные нарушения законодательства и может понести ответственность.
Главврач СОКБ №1 Феликс Бадаев объясняет «URA.Ru», что далеко не все германские больницы соглашаются на заключение прямых договоров с зарубежными контрагентами. Именно поэтому заключение договора с посредником стало оптимальным вариантом. Бадаев считает, что его больница не нарушала законодательство — она руководствовалась действовавшим в то время приказом Минздрава: «Мы только давали клинические заключения, которые поступали в министерство здравоохранения. В случае принятия комиссией решения, мы организовывали отправку людей».
Бадаев отметил, что указанные в отчете Счетной палаты пациенты «ездили в Германию по второму, третьему, четвертому разу». Нуждающиеся дети утверждались для отправки за границу только в начале 2000-х годов. По его словам, после подписания отчета Счетной палаты вошедший в противоречие с законодательством приказ был отменен.
Управляющий партнер юридической фирмы «ЮРЛИГА» Иван Волков усматривает в изложенных Счетной палатой фактах «признаки коррупционных действий сотрудников минздрава и лиц, принимавших решения об отправке пациентов за границу в 2012—2016 годах». «Факты очень серьезные. Видимо, с их появлением и связана отставка Белявского. После выхода вашей статьи неизбежно заведение уголовное дела против руководителей ведомства. При желании правоохранители могут найти и корыстный мотив, и умысел на преступление», — предполагает он.