Несколько лет назад Находка стала звеном цепочки, связывающей угледобывающие предприятия Сибири с портами в Китае, Японии и Республике Корея. С этого времени из-за серьезного увеличения объемов экспорта угля обострилась проблема загрязнения воздуха токсичной угольной пылью. Сегодня силами всех стивидоров Находки переваливается порядка 55 млн тонн угля в год. Установленное в порту оборудование к таким нагрузкам не было приспособлено. Сегодня перегрузка угля проходит открытым способом без применения современных защитных средств, и это приводит к сильному загрязнению воздуха и улиц на расстоянии нескольких километров от порта.
Новые технологии защиты от углевой пыли в Находке внедряются невероятно медленными темпами – компании заявляют, что на необходимую инфраструктуру у них не хватает денег и ограничиваются традиционными малоэффективными средствами – орошением мест переброски угля, установкой защитных экранов. Слова об отсутствии средств на усиление защитных мер и эффективности регулярного полива звучат довольно неправдоподобно, но выбора у находкинцев нет.
Уже на протяжении нескольких лет жители города регулярно жалуются на черные от пыли поверхности в домах, школах, автомобили и лед. Налицо все признаки надвигающейся экологической катастрофы. Однако контрольные органы все еще говорят, что превышение допустимой концентрации вредных веществ встречается в Находке нечасто, и опасности для жителей города нет.
Основной источник черной пыли в Находке – это крупное предприятие, занимающееся оказанием услуг по переброске угля компаниям-перевозчикам. Казалось бы, чтобы предотвратить проблему, нужно было поступить очень логично – построить терминал за городом или, если это невозможно, заранее обеспечить строительство закрытого терминала. Такой шаг значительно уменьшил бы вредное воздействие канцерогена на здоровье людей. Но не все оказалось так просто.
Компанией, которая активно занимается расширением в Находке бизнеса по перевалке угля является ОАО «Терминал Астафьева» – бывшая Находкинская жестянобаночная фабрика. Перепрофилирование бизнеса было необходимой мерой по спасению фабрики от закрытия. В 2013 году был представлен проект строительства интермодального «Терминала Астафьева» на месте производства, находившегося в состоянии затяжного кризиса. Фактически работы по перевалке угля производились и раньше, но не имели столь значительного объема. После одобрения проекта объемы работы резко возросли, но времени и средств на значительную модификацию инфраструктуры не оставалось. Затем начался кризис, и всерьез о строительстве закрытого терминала уже никто не говорил.
В последнее время ситуация «Терминала Астафьева» начала выравниваться – о наращивании объемов перевалки угля в последние годы говорят и финансовые показатели компании. Так, в 2016 году предприятие получило 96,495 млн рублей чистой прибыль по РСБУ. Это на 54% больше, чем прибыль терминала за предыдущий отчетный период. Такой рост объясняется увеличением на 42% объемов прошедшего через терминал угля – в 2016 году они составили 2,13 млн тонн. Также за этот год основные средства компании выросли с 505,310 млн рублей до 922,474 млн рублей. В 2016 году терминал отправлял уголь на экспорт в Японию, Южную Корею, Китай, Тайвань, Вьетнам, Бахрейн, Оман, Индонезию и другие страны.
Необходимо отметить, что, несмотря на объективные трудности, регистрация и дальнейшее развитие предприятия осуществлялись примечательно быстрыми темпами. Одна из причин этого – состав акционеров ОАО «Терминал Астафьева». По данным интернет-издания «ДВ-РОСС», 23,28% акций ОАО «Терминал Астафьева» принадлежат Руслану Кондратову – бывшему депутату Государственной думы и сыну бывшего начальника управления УФСБ по Приморскому краю. Еще 28,78% акций принадлежит ООО «Титул» из Владивостока, 15,04% находится в собственности у рыболовецкого колхоза «Огни Востока», расположенного в райцентре Терней и также контролируемого Кондратовым.
Восхождение Руслана Викторовича началось в 1997 году, когда его отец, генерал-лейтенант УФСБ по Приморскому краю, Виктор Кондратов стал одновременно полномочным представителем президента в Приморье. Руслан Кондратов и зять генерала Дмитрий Дремлюга принялись сколачивать семейную рыбную империю из остатков приморской промышленности.
«Ежедневные Новости» показывают, что предприятия доводились до банкротства, а затем активы распределялись среди узкого круга кредиторов, которыми часто выступали ООО «Акваресурсы» и «Огни Востока» – предприятия, близкие Кондратову и Дремлюге. Но с течением времени акцент Кондратова сместился на более перспективное направление – перевозку угля.