Куда бежать Моше Кантору? Так называет себя миллиардер Вячеслав Владимирович Кантор, отпрыск криминально известного деятеля советской торговли, алчного персонажа документальных фильмов-расследований Владимира Кантора. Сын у него тоже имеет определенную известность.
«Исход владельца группы «Акрон» Вячеслава Кантора из проектов в Канаде и других странах может быть связан с санкциями США.
При этом деньги из его офшоров вряд ли вернутся под российскую юрисдикцию…
Группа компаний «Акрон» российского олигарха Вячеслава Кантора продолжает экстренно выходить из целого ряда зарубежных проектов. На днях стало известно, что «Акрон» продала лицензию на добычу на одном из участков месторождений калийных солей в канадской провинции Саскачеван.
Участок, лицензия на разработку которого идет речь, Кантор собирался разрабатывать вместе с компанией Rio Tinto еще в 2012 году, но проект так и не стартовал. Судя по всему, из-за начавшейся политической турбулентности в связи с событиями на Украине в 2014 году. Тогда же были введены первые санкции против российских компаний.
Однако настоящие проблемы у структур Кантора начались несколько позже – в 2018 году, когда выяснилось, что он лично оказался в санкционном списке, представленном властям США в рамках так называемого кремлевского доклада. Хитрый уж «вертит» еврейством на сковородке международной политикиКак только ни извивался Кантор, чтобы минимизировать для себя последствия этой ситуации. По слухам, не гнушался даже использовать свое общественное положение.
Дело в том, что Вячеслав Кантор является президентом Европейского еврейского конгресса (ЕЕК), весьма влиятельной общественной организации.
Как пишет издание Лайф, Кантор пытался воздействовать на властей США через нанятых лоббистов из компании Global Policy Initiatives. В мотивировке лоббистской активности ЕЕК прямо указывается, что попадание Кантора под санкции якобы несет риски для борьбы с антисемитизмом в Европе.
При чем тут личность и бизнес самого Кантора, непонятно. Разве не цинично использовать подобную организацию для решения собственных проблем?
Не менее циничной выглядит позиция Кантора и по поводу событий на Украине, с которых и начался весь сыр-бор. Поговаривают, что еще в 2014 году Кантор поддержал украинский госпереворот, и даже якобы критиковал Владимира Путина по поводу позиции российского государства в связи с украинским кризисом.
Более того, как следует из утверждений авторов сайта Орд-02, позиционируемого как социальный блог, якобы Кантор даже признавался в финансировании одного из украинских «добробатов». Речь о батальоне «Матилан», в который набирались выходцы из Украины.
Впрочем, реальных подтверждений этому найти не удалось. Если это правда имело место – почему же Кантор все еще зарабатывает деньги в России, а не перебрался в Незалежную?
При этом Кантор почему-то не вспоминает, что его империя калийных удобрений «Акрон» была собрана, фактически, на осколках калийной отрасли распавшегося СССР, а практически все структуры группы завязаны на офшоры. Если Кантора кто-то и захочет упрекнуть в непатриотичности, то вспоминать следует не мифические высказывания в поддержку новых украинских властей.
Основными активами Кантора являются ПАО «Акрон» и ПАО «Дорогобуж». Обе организации давно и прочно прописались в иностранной юрисдикции. Тогда как «Дорогобуж» практически полностью (96%), большая часть «Акрона» (62%) записана на «Редбрик Инветсментс С.а.р.л.» из Люксемурга.Почти четвертью «Дорогобужа», 23%, владеет компания ЗАО «Акронагросервис». И она тоже прочно связана с офшорами. Ее первый собственник, ЗАО «Интелмас», на 100% принадлежит американскому офшору «Райтон Лимитед». Сейчас у этой компании могут быть серьезные проблемы в связи с попаданием Кантора в санкционный список.
Вторым собственником является кипрская компания Pin Holdings Limited, она держит 98% акций. Якобы это основной кошелек Кантора, через который в год может прокачиваться более 5 млрд рублей. Впрочем, достоверной статистики нет – структура непрозрачна, а сам Кантор не спешит делиться с журналистами подробностями ее работы.Патологическая жадность КантораПо слухам, американская структура «Райтон Лимитед» вообще нужна была Кантору, чтобы переводить средства в США на взятки чиновникам, что-то вроде полезного кошелька. Даже если нечто подобное имело место, вряд ли оно Кантору помогло. Может, просто пожадничал?Злые языки, пытающиеся приписать Кантору финансирование украинского «Матилана», не устают проводить параллели между этими слухами и офшорами олигарха. Якобы, именно через них может идти подпитка украинских силовиков деньгами. Подпитку эту некоторые оценивали в сумму до 2 млрд. Кто-то рублей, а кто-то и вовсе долларов.
Впрочем, доллары – весьма сомнительно, ведь Кантор имеет репутацию довольно прижимистого человека.
При этом многие проекты Кантора непосредственно в России испытывают массу проблем. А какие-то и вовсе не могут начать полноценно реализовываться. Например, нашумевший проект по строительству «Талицкого горно-обогатительного комбината» в Пермском крае. Его должны были ввести в строй еще в 2016 году, но из-за многочисленных проблем с поисками соинвесторов постоянно откладывали.
Теперь датой ввода в эксплуатацию стоит уже 2021 год. Об этом пишет издание «Федерал Пресс». По слухам, главной причиной задержки стало то, что Вячеслав Кантор якобы выбрал получение серьезных дивидендов себе лично, вместо того, чтобы пустить эти средства в развитие своего предприятия. В 2017 году они составили свыше 9 млрд рублей.Талинский ГОК – а воз и ныне там
Реализовывать проект Талицкого ГОКа со стороны «Акрона» должна была другая структура Кантора – ООО «Верхнекамская калийная компания». Но долгое время дальше геологоразведки дело не шло, что позволило недоброжелателям посчитать действия Кантора простой профанацией, а также припомнить, как он вообще попал в этот гигантский калийный бизнес.
Откуда есть пошел Моше КанторСтановление Кантора-бизнесмена происходило, как и в случаях многих других олигархов, в многострадальные 90-ые. Тогда Кантору удалось по подозрительно низкой цене купить завод «Азот». Более трети этого предприятия достались бизнесмену всего за 200 тыс. долларов. Смешная сумма для компании, которая впоследствии стала приносить прибыль в 60-70 млрд рублей в год.
Уже после этого, в 1997 году, «Акрону» Кантора и ЗАО «Нордлик Рус Холдинг» удалось создать совместное предприятие для ведения бизнеса. Однако тогда Кантору удалось провернуть сделку таким образом, что у «Акрона» оказался контрольный пакет акций СП.
Уже после этого также при весьма странных обстоятельствах его бизнес-империю пополнили ОАО «Дорогобуж», ЗАО «Акронит», ЗАО «Новпромгаз» и часть акций «Сильвинита». По слухам, тогда бизнес Кантора мог лоббировать сенатор о Новгородской области Михаил Прусак. Последнего недоброжелатели называли чуть ли не другом Кантора, но реальных подтверждений этому нет.
Зато есть и другая информация. Якобы, Прусак раньше мог быть связан с новгородскими преступными группировками во главе с Николаем Кравченко (кличка - Коля Бес).
Подобные ребята всегда были известны наличием силового ресурса, который частенько использовался в рейдерских захватах при отжиме предприятий. Часть бизнеса Кантора могла попасть к нему при помощи таких вот персонажей?
Как бы то ни было, эти времена остались далеко позади, а к правительству США подослать гонцов для откровенного разговора Кантору удалось бы вряд ли. При всем этом поражает его способность держать удар: предпринимателю много раз пророчили быстрый отъезд и России в Израиль, гражданство которого он имеет.
Каждый раз эти пророчества оказывались несостоятельными. Может быть, в этот раз, учитывая реальную распродажу активов Кантора, пробуксовку Талицкого ГОКа и падение мировых цен на калийные удобрения, кто-то из пророков, наконец, окажется прав?