Диссертационный совет по истории Белгородского госуниверситета (БелГУ) отказался лишать степени доктора исторических наук министра культуры Владимира Мединского. Перед эти несколько научных учреждений самыми разными способами отвертелись от оценки научной ценности его диссертации. Конечно, вряд ли это решение каким-то образом поднимет в России авторитет научного звания: общественное мнение твердо убеждено, что подавляющее большинство научных достижений чиновников - «липа». Что, впрочем, не помешало белгородским историкам не только 19 голосами из 22 признать почитателя Маннергейма ведущим историком, но и пройтись по оппонентам министра, докторам-историка Вячеславу Козлякову и Константину Ерусалимскому, а также участнику сообщества «Диссернет» филологу Ивану Бабицкому.
Заключение диссовета по идее Мединского е должно было касаться диссертации «Проблемы объективности в освещении истории России второй половины XV – XVII в.», но вместо этого белгородская наука прошлась по «Диссернету», заявив, что предметом рассмотрения стало именно заявление ученых, а не диссертация, поскольку «рассмотрению подлежат доводы заявителей, а не выводы диссертации как таковой, которая уже прошла процедуру защиты и признания ВАКом». Как и ожидалось, белгорордцы обнаружили в заявлении обороты вроде «почти неправдоподобная для ученого-гуманитария степень невежества автора», которые сразу же признали оскорбительными. Даже несмотря на то, что факт оскорбления по российскому законодательству должен в первую очередь признать потерпевший, которого на заседании диссовета не было.
Мединский на заседании не присутствовал, поскольку был в командировке в Китае, его интересы представлял научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков. На заседании также присутствовал участник «Диссернета» Андрей Заякин.
Стоит отметить, что по мнению белгородских ученых, тенденциозность бывает как положительной, так и отрицательной. Это следует из фразы о том, что отдельные «элементы идеологической тенденциозности, присутствующие в диссертации [Владимира Мединского], не подменяют собой ее научности, а... не меньшая идеологическая тенденциозность содержится в заявлении [“Диссернета»]».
Диссовет в БелГУ стал третьим, куда направили работу министра культуры, после советов при Уральском федеральном университете и при МГУ. Экспертный совет ВАК предположительно рассмотрит решение БелГУ и диссертацию Мединского на следующем заседании в сентябре, говорит зампред экспертного совета ВАК, профессор МГУ Антон Горский, затем материалы будут переданы в президиум ВАК.
В заключении диссовета проигнорированы претензии по существу диссертации, при этом в его составе «много археологов, которые зависят /showbiz/19600/ от Минкультуры», отмечает Бабицкий. По его мнению, совет цинично признал право ученого на тенденциозность и на защиту чужих результатов в качестве собственных. По опыту «Диссернета» известно, что даже если диссовет не лишает степени, то экспертный совет ВАК может принять противоположное решение и президиум его, как правило, поддерживает, говорит Бабицкий. В белгородском диссовете почти не было профильных ученых, а в экспертном совете они есть, добавляет Заякин: «Диссовет пытался формулировать претензии к заявлению в категориях права, в котором он не разбирается, но их соображения смешны. Объяснение недостатков заключения также будет направлено в экспертный совет».
После угрозы президента Владимира Путина
увольнять с госслужбы чиновников, слишком уж увлекающихся псевдонаучной деятельностью, количество государственных мужей с докторскими степенями явно пошло на спад, а министр здравоохранения Вероника Скворцова отказалась от планов баллотироваться в академики. Министру же культуры, который защитил диссертацию значительно раньше, теперь приходится раз за разом выставлять себя на посмешище в попытках защитить научный труд, над ценностью которого успели поиздеваться все, кому не лень.