UC Rusal и «Норникель» отказались сливаться в металлургический гигант

Источник
Переговоров о слиянии UC Rusal и «Норникеля» не будет.
«Мы с Олегом [Дерипаской] сошлись, что UC Rusal и «Норникель» – разные предприятия и разные компании и какой-либо синергии между ними не видно. Поэтому они будут в среднесрочной перспективе самостоятельно развиваться», – сказал в интервью «Ведомостям» президент и основной владелец «Норникеля» Владимир Потанин. Представитель Дерипаски лишь напомнил, что доля в «Норникеле» всегда рассматривалась «как стратегическая инвестиция и эта позиция не менялась».

Именно с идеи объединить UC Rusal и «Норникель» начались почти 10 лет назад отношения Дерипаски и Потанина. В 2007 г. последний начал раздел бизнеса с Михаилом Прохоровым. Предполагалось, что Потанин выкупит главный актив партнера – блокирующий пакет «Норникеля», собрав в своих руках более 50% акций компании. Переговоры шли очень трудно, и в итоге актив Потанин упустил. Весной 2008 г., незадолго до кризиса, о покупке этого пакета объявила UC Rusal.

Покупатель не скрывал цели – объединиться с «Норникелем». В этом случае получится «крупнейшая российская горно-металлургическая компания и мировой лидер на рынках алюминия, никеля, меди, платины и палладия», говорилось в совместном заявлении группы «Онэксим» Прохорова и UC Rusal. После ожесточенного корпоративного конфликта и перемирия акционеры вновь вернулись к мысли создать национального горно-металлургического чемпиона и привлечь других игроков: «Металлоинвест», Evraz, «Мечел» и даже «Уралкалий».

Участники переговоров не скрывали – они хотят создать российский аналог BHP Billiton. Эта компания добывает железную руду, медь, золото, уран, калий, нефть. За год, завершившийся 30 июня 2017 г., ее выручка составила $38,3 млрд – это почти в 5 раз больше показателей UC Rusal и «Норникеля».

Идея создания русской BHP Billiton остается в силе, говорил в январе 2010 г. французской Les Echos Дерипаска: «Задача заключается в создании глобального российского лидера в области металлургии и горной добычи». «Есть большая потенциальная синергия между двумя компаниями», – отмечал бизнесмен, подчеркивая, что договорился с Потаниным не поднимать этот вопрос до конца 2011 г. А в 2011 г. сторонам оказалось не до переговоров об объединении – корпоративный конфликт разгорелся с новой силой.

Теперь переговоры прекращены. «Эта идея [слияние], на мой взгляд, не очень живая, потому что стратегически должны быть другие приоритеты, – объясняет Потанин. – Я с Олегом это обсуждал летом. У нас был откровенный разговор, что если у кого-то из нас есть мысли о слиянии, то лучше это сейчас обсудить. Не держать камень за пазухой». По словам Потанина, Дерипаска ответил, что «больше видит синергии между UC Rusal и En+ и что он думает скорее в направлении, как консолидировать эту цепочку на базе En+». «Он рассказал о том, что он собирается делать IPO, и по итогам вы видите – Glencore меняет часть своих акций в UC Rusal на En+», – говорит Потанин.

En+ – энергометаллургическая компания Дерипаски, которая в ноябре провела IPO на Лондонской бирже на $1,5 млрд. Она владеет контрольным пакетом UC Rusal и энергетическим холдингом «Евросибэнерго», в которые входят три крупные сибирские ГЭС. Цель En+ – консолидировать UC Rusal, подтверждают несколько источников, близких к разным акционерам En+. Glencore, владеющая 8,75% акций UC Rusal, согласилась обменять их примерно на 11% акций En+. Но полная консолидация – перспектива отдаленного будущего и возможна только при благоприятном стечении обстоятельств, говорит источник, близкий к одному из акционеров компании. Два собеседника «Ведомостей» слышали от разных акционеров UC Rusal, что идеалом было бы слияние всех трех компаний – En+, UC Rusal и «Норникеля». Источник, близкий к одному из акционеров En+, утверждает, что такая перспектива не обсуждалась. К тому же она означала бы для Дерипаски потерю контроля над En+, а это невозможно, подчеркивает он.

Сейчас капитализация En+ составляет $8 млрд, тогда как у «Норникеля» – $28 млрд, говорит директор по металлургии и горной добыче Prosperity Capital Management Николай Сосновский. Соответственно, пакет Потанина в «Норникеле» стоит $8,5 млрд. Если бы компании решили объединиться на базе En+, то он мог бы претендовать на 51%, тогда как доля Дерипаски снизилась бы с 73 до 36%.

Слияние могло бы быть вариантом развития отношений UC Rusal и «Норникеля», так как нет «другой логики владения одной крупной производственной компанией акциями другой крупной производственной компании», говорит Потанин. «С индустриальной точки зрения логики в такого рода владении нет, поэтому это должно разрешаться либо через слияние компаний, в чем мы с Олегом оба не видим синергии, либо через выделение этих акций, их выкуп», – сказал Потанин.

У слияния двух крупнейших в своих отраслях компаний есть и еще одно препятствие. Сейчас традиционные промышленные компании должны фокусироваться не на масштабировании бизнеса, а на поиске места в новой, постиндустриальной реальности, считает Потанин. Тяжелую индустрию сложнее всего перевести на цифровые технологии, указывает он. «Для компаний из этого сектора острее всего вопрос стоит не о консолидации, укрупнении или экстенсивном развитии, а о том, какой будет их связь с новым технологическим укладом и с новой цифровой экономикой», – считает бизнесмен. Да и эффект от объединения двух компаний вряд ли бы превысил по капитализации сумму капитализаций отдельных компаний, говорит аналитик АКРА Максим Худалов. А повторения сырьевого бума, когда горнодобывающий гигант может быть эффективен, ждать придется очень долго, отмечает он.
Персоны Компании
Evraz прокладывает рельсы в США
Компания может вложить 500 миллионов долларов в расширение мощностей.
Софью Апфельбаум оставили под домашним арестом
Предполагаемой сообщнице Кирилла Серебренникова разрешили прогулки.
Как Сулейман Керимов умудрился заработать в России миллиарды долларов
Считается, что он просто умел находить хороших знакомых и верных друзей.
Фальшивый "рай" российского компрадора
Бывший президент «Алросы» Сергей Выборнов недоволен купленной в Сингапуре за 10,8 миллиона долларов элитной недвижимостью.
Акционеры дочерней компании «Мечела» решили судиться с ним
Они требуют признать незаконными 12 займов на сумму 4,2 миллиарда рублей.
Оппонентом Владимира Путина на выборах может стать бизнесмен
Хотя социологи не видят спроса ни на бизнесмена, ни на либерала.
Дерипаска вышел на тропу никелевой войны
В декабре истекает срок соглашения между акционерами "Норникеля", после чего можно ожидать нового корпоративного конфликта между акционерами компании.
«Роснефть» может продать китайским партнера часть доли бывшей компании ЮКОСа
Госкомпания ведет переговоры с CEFC о совместной разработке газового месторождения «Роспан».
Михаил Прохоров предъявил «Открытие холдингу» иск 1,4 миллиарда рублей
Бывшая структура холдинга, «ФК Открытие», сейчас санируется ЦБ.
Сулейман Керимов попался в лапы правосудия
Что ждет олигарха после отсидки во французском СИЗО?
Дивиденды размывает серной кислотой
«Норникель» может снизить планку для расчета выплат.
Владимир Потанин подкрался к Алексею Мордашову
В списке богатейших российских бизнесменов по версии Bloomberg Billionaires Index.
«Норникель» допускает снижение дивидендов до минимума в 1 миллиард долларов
Компании предстоит вкладывать больше денег в развитие.
Студия «Украина»: кто снимает развлекательные хиты для российского ТВ
За последние годы Украина стала одним из главных поставщиков контента для российского телевидения. Журнал РБК пообщался с создателями популярных шоу и выяснил, как идет сотрудничество во время кризиса в отношениях России и Украины.
Российские госбанки спасли Олега Дерипаску от краха на лондонской бирже
Сбербанк и ВТБ выкупили часть акций холдинга En+ Олега Дерипаски в ходе IPO на Лондонской бирже в начале ноября.
«Сибуглемет» не останется без участия
На проблемный актив нашлись крупные претенденты.
Олег Дерипаска наживется на алюминиевых проводах в домах россиян
UC Rusal выходит на новый рынок с оборотом 400–800 миллионов долларов в год.
«Физические лица остаются самыми добросовестными плательщиками»
Денис Паслер, возглавивший энергетический дивизион «Реновы» – «Т плюс» после ареста его руководителей, рассказывает о стратегии компании, снижении долговой нагрузки и расшивке неплатежей.