«Досье» обнаружил две суперъяхты, которыми пользуются Владимир Путин и его окружение. Это 71-метровая Victoria и сопровождающая ее 38-метровая лодка Orion. Victoria строили на верфях военного завода «Севмаш» вместе с лодкой Graceful. Сейчас ее ремонтируют на турецкой верфи, которая готовит корабли для военного флота Турции — члена НАТО.
Стамбульский порт Тузла мало подходит для пассажирских судов. К востоку и западу находятся марины, но основная акватория занята верфями, в которых ремонтируют сухогрузы и нефтетанкеры, а поблизости располагаются доки, где строят военные корабли для турецкого флота. Несколько капитанов небольших прогулочных катеров отказываются заходить в эти воды, опасаясь береговой охраны. Соглашается только один, и на его лодке утром в начале ноября корреспонденты «Досье» отходят от причала в паре морских миль к юго-востоку от Тузлы.
Путь занимает около часа. Корабль медленно огибает маневрирующие неподалеку два боевых судна и территорию морской академии, основанной в 1773 году, и заходит в бухту. По периметру стоят массивные корабли, заслоняющие берег, но рядом с верфью стамбульской компании Desan они расположились как будто особенно плотно: балкеры Algoma Vision и Ocean Pearl и контейнеровоз Medkon Mira почти полностью перекрывают два ангара. С воды видно лишь небольшую часть левого здания. Судя по спутниковым снимкам, его построили совсем недавно — в мае–июне 2023 года. 100 м в длину, 19 м в ширину, оно идеально подходит для обслуживания суперъяхт. Разглядеть внутренности постройки практически невозможно, но уже на берегу, изучая съемку, корреспонденты «Досье» обнаруживают, что на кадры попала стоящая внутри яхта — вернее, часть ее кормы с характерными полосами.
Это 71-метровая Victoria, флагман черноморской флотилии Владимира Путина. 21 октября Victoria вышла из Сочи и спустя два дня пришвартовалась к западу от верфи в Стамбуле. Утром 25 октября судно переместилось в доки, отключило передатчик (AIS) и перестало появляться на картах профильных сервисов .
Чтобы рассмотреть яхту получше, приходится воспользоваться беспилотником. Подходящая площадка для запуска — пустырь в двух километрах по прямой через бухту. Снять лодку получается только с четвертой попытки: то рабочие закрывают ворота ангара, то с квадрокоптером пропадает связь. Наконец, «Досье» удается опустить дрон на нужную высоту и зависнуть почти над головами сотрудников верфи. С этого ракурса видна отличительная черта корабля — большая буква V.
Военный заказ
Суперъяхта — расплывчатый термин. Обычно к такому классу относят лодки длиной от 24–30 метров, иногда дополнительно выделяют мегаяхты и гигаяхты — длиной от 70 метров и от 90 метров соответственно. Стоимость таких судов может достигать сотен миллионов долларов, а ежегодное обслуживание обойдется еще в миллионы. Чем крупнее яхта, тем больше внимания она привлекает, тем сложнее ремонт и тем тяжелее ее спрятать или перепродать. Такие суперъяхты пользуются спросом у российских чиновников и олигархов, но в России их не производят — в основном заказы выполняют европейские верфи.
В начале второго президентского срока Владимир Путин решил переломить эту тенденцию, говорит собеседник «Досье», работавший с Путиным в конце 1990-х — начале 2000-х годов. Яхтостроительством занялся военный завод «Севмаш», знаменитое предприятие, главная продукция которого — атомные подводные лодки, в том числе современные проекты IV поколения «Ясень» и «Борей». По какой причине президент решился на такой шаг, доподлинно не известно. Возможно, он рассчитывал сохранить в тайне свою любовь к гигантским судам, но эти планы провалились.
«Севмаш» должен был сконструировать две яхты. Работы затянулись, одну из лодок сломали, посадив на мель, вторую едва не потеряли из-за проблем с финансированием. В 2016 году «Севмаш» отказался от гражданских заказов — должно быть, не без облегчения. Две яхты проекта А-1331 стали единственными, выпущенными военной верфью. Первая — это Victoria, ее начали готовить в 2005 году. Спустя год стартовали работы над второй — ныне всемирно известной Graceful.
Graceful спустили на воду только в 2014 году: когда в 2010 году корпус должны были отбуксировать из Северодвинска в Гамбург для завершения работ, корабль сел на мель у берегов Норвегии, и немецкой компании Blohm + Voss пришлось не только достраивать судно, но и капитально ремонтировать. Примерная стоимость — $100 млн, постройку оплатил панамский офшор Mischositos Investment, а его дочерняя структура — Olneil Assets Corp (Британские Виргинские острова) — указана в документах как заказчик и первый владелец. Формальный бенефициар юрлиц — друг детства Путина Петр Колбин. Сами компании были вовлечены в схему с перепродажей акций проекта «Ямал СПГ», которая позволила Путину получить $1,1 млрд. Фирмами управляли юристы Геннадия Тимченко.
В начале 1990-х Тимченко занимался экспортом нефтепродуктов. Тогда же он познакомился с Путиным, работавшим в мэрии Петербурга, и стал одним из его самых близких друзей. «Тимченко ездил в Финляндию и там хороводил Путина, катался с ним на лыжах в Австрии. Вообще, работал на износ: и выпить мог больше, и делать это мог каждый день без видимого ущерба для здоровья», — вспоминает знакомый Тимченко. Хорошие отношения с Путиным стали залогом благосостояния бизнесмена.
Неизвестно, увлекался ли Тимченко яхтами в 2000-е, но у него был знакомый, который заинтересовался ими еще в 1990-е годы, — Сергей Маслов. Он работал в «Сургутнефтегазе», возглавлял дочерние структуры «ЛУКОЙЛа», в начале 2000-х стал президентом «Транснефтепродукта» (структура «Транснефти»), а с 2013 года руководил «Корпорацией развития» . Бизнесмен — большой поклонник лодок, рассказывает его знакомый. Маслов занялся ими еще в 1990-е годы, а в 2008 году попал в светскую хронику, когда по суше привез на горнолыжный курорт Куршевель небольшую яхту — подарок дочери на свадьбу. Вероятно, Маслов считался среди российских высокопоставленных чиновников и бизнесменов большим экспертом по морским вопросам, поскольку он был в числе людей, которым доверили организацию «Сирийского экспресса» — флота, который доставлял военные грузы и технику в Сирию для российской армии. Еще один бизнесмен, поучаствовавший в создании «экспресса», — Евгений Пригожин.
Именно структуры Маслова заказали на «Севмаше» 71-метровую лодку Victoria. Она тоже предназначалась для Путина, говорят два собеседника «Досье», знакомые с ходом работ.
Российско-турецкий долгострой
Graceful строили 8 лет, и это значительный срок для суперъяхт . Victoria была построена за 14 лет . Изначально представители «Севмаша» уверенно заявляли, что постройка яхт мало чем отличается от создания атомных подлодок — только для субмарин «нужно сваривать листы металла толщиной 25–30 см, а для яхты — куда тоньше». Но в 2008 году работы на Victoria были приостановлены и возобновились в ноябре 2013-го.
Контракт с «Севмашем» заключила компания Маслова Julesburg Corp с Британских Виргинских островов . В России работы контролировала фирма «Балтика» (собственники — родственники Маслова), судно в 2013 году принимали ее представители Иван Васильев и Валерий Цыплухин. Julesburg Corp получал кредиты от люксембургского юрлица Маслова SVM Holding, а SVM Holding — от структур Геннадия Тимченко .
В конце 2013 года «Севмаш» отчитался об успешном проведении испытаний. Victoria доставили в Италию, но верфь ISA Yachts так и не приступила к работе, и в 2015 году корабль перевезли в Турцию. Судя по переписке сотрудников Маслова и подрядчиков , примерно в 2014 году бизнесмен перестал платить по счетам. Маслов настаивал, что остался недоволен качеством выполнения заказа. Одновременно предприниматель утверждал, что Victoria — не его яхта: «Я просто сейчас помогаю одному близкому товарищу достроить яхту. Я занимаюсь яхтостроением как хобби. И многих людей консультирую, которые строят яхты». Близкий товарищ Маслова — это Геннадий Тимченко. На его структуры судно в результате и записали.
Промедление с постройкой Victoria стало для Тимченко большой проблемой, и чтобы оправдать доверие президента, он начал готовить Путину другую суперъяхту — 140-метровую Scheherazade, говорит знакомый бизнесмена. Контракт на постройку был заключен 30 декабря 2014 года, а деньги на корабль Тимченко собирал с российских олигархов.
Маслова на фоне этих событий отправили осенью 2016 года под стражу по делу о хищении у банка «Народный кредит» 1 млрд рублей и арестовали дом в подмосковном Архангельском стоимостью около $100 млн. Сравнимая по стоимости яхта следствие не заинтересовала, а в изоляторе Маслов провел всего чуть больше месяца и в конце ноября вышел на свободу, поскольку правоохранительные органы решили отозвать из суда ходатайство о продлении ареста. Маслова отпустили под подписку о невыезде, разрешили жить в Москве, по первому требованию он должен был приезжать к следователю в Ростов-на-Дону. Спустя год дело закрыли. Преследование стоило Маслову поста в «Корпорации развития», сейчас он работает в структурах, связанных с Тимченко.
Яхту Victoria достраивали на верфи AES Yachts, 24 июля 2019 года работы были завершены. Корабль может принять на борт 28 человек, но обычно на судне 11–15 человек команды и до шести пассажиров . Стоимость судна, указанная в таможенной декларации в 2019 году, — $50,1 млн. В этом же документе описаны основные характеристики корабля, в том числе и конструкционная особенность: на борту сразу две мастер-каюты . Столько же мастер-кают и на яхте Graceful, а в резиденциях президента всегда предусмотрены две отдельные спальни: для хозяина и для хозяйки.
«Досье» изучил списки экипажа судна. Так, матрос Алексей Макаров раньше работал на другой лодке Путина — Shellest . Брат стюардессы Инны Ермак — инженер, выпускник академии ФСО Александр Ермак, он входит в команды Scheherazade и Graceful. А первый капитан Victoria — Алексей Алексеев, сейчас он командует яхтой Universe Дмитрия Медведева.
Владелец судна — компания «Паер», управляющий — «Фазар-Инвест» . Обе фирмы связаны друг с другом и входят в группу юрлиц Геннадия Тимченко. Структуры финансируют через организацию «Веста»; через нее же, например, идут деньги на газовый проект Тимченко в Узбекистане. В общей сложности «Фазар-Инвест» получил 1,86 млрд рублей с 2020 года . Эти деньги пошли в том числе на дорогостоящие покупки для пассажиров: например, четыре кольца для салфеток стоили 76,5 тысячи рублей, пляжные полотенца — 216 тысяч рублей, шахматы — 146 тысяч рублей, нарды — 321 тысячу рублей. Также на борту есть телевидение с подключенным пакетом каналов для детей.
Victoria базируется в Сочи и периодически доходит до мыса Идокопас, где находится дворец Владимира Путина. Непосредственно рядом с мысом судно выключает AIS и пропадает с радаров. Летом 2021 года корабль вышел из Сочи и дошел до Крыма. В этом путешествии яхту сопровождала 38,5-метровая лодка Orion. Она произведена в 2009 году в итальянском Виареджо.
В управлении у «Фазар-Инвеста» еще два судна.
Теплоход «Штандарт» записан на структуры миллиардеров Искандара Махмудова и Андрея Бокарева, но пользуется им и глава «Газпрома» Алексей Миллер. Махмудов и Бокарев перевели в том числе с личных счетов почти 390 млн рублей на обслуживание теплохода с 2020 года.
26-метровая яхта «Валерия» построена в 2001 году. Владелец «Валерии» — компания «Транспортный лизинг», которая на 99% принадлежит структурам Тимченко доля записана на компанию «Трансойл», которую основал Геннадий Тимченко × , и на 1% — бывшей жене вице-мэра Москвы Татьяне Ликсутовой доля записана на компанию «ВорлдВайд Инвест АС», которая принадлежит эстонской фирме Ликсутовой Top Property × . Обслуживание «Виктории» обошлось в 14 млн рублей с 2020 года.
В Сочи не так просто спрятать суперъяхту, но окружение Владимира Путина и не пытается. Так, «Досье» обнаружил Victoria на фото в аккаунте Натальи Белугиной — художественной гимнастки и хореографа-постановщика фестиваля «Алина», который ежегодно устраивает Алина Кабаева. Белугина — подруга олимпийской чемпионки, они периодически путешествуют вместе. Кабаева и ее близкие действительно пользуются этим судном, говорит собеседник «Досье», знакомый со спортсменкой.
Алина Кабаева много лет пользуется самолетами окружения Владимира Путина и резиденциями главы государства, а также бывала на борту Scheherazade, друзья президента передали самой олимпийской чемпионке и ее родственникам несколько дорогих домов и квартир, спортсменка жила в особняке друга Путина Геннадия Тимченко в Женеве, ее карьерой занимались в администрации российского лидера. Как минимум с 2011 года Кабаева не скрывает обручальное кольцо. При этом в Кремле неоднократно отрицали связь Путина и Кабаевой, их немногие совместные фотографии были сделаны на официальных приемах в 2000-х годах, в последние годы они не появлялись на людях вместе, а про их детей известно лишь, что Кабаева родила в 2015 году, а затем в 2019 году.
Две флотилии
После начала войны Scheherazade была арестована в Италии, и теперь Victoria — самая крупная яхта, связанная с Путиным, в Черном море. В состав этой же «южной флотилии» входят:
54-метровая яхта «Чайка» (предыдущее название — «Сириус») стоимостью €30 млн — единственное судно, которое находится на балансе управления делами президента. На борту «Чайки» Путин встречался с Александром Лукашенко в мае 2021 года.
46-метровая яхта Shellest. Она стоит примерно $23,9 млн и записана на некоммерческое партнерство «Возрождение морских традиций». Его учредили партнеры друга Путина Юрия Ковальчука по Банку «Россия». Shellest используется, чтобы добираться до дворца Путина на мысе Идокопас, с ноября 2022 года корабль курсирует между Сочи и Геленджиком.
В Балтийском море главная яхта Путина — Graceful. Незадолго до вторжения в Украину лодку экстренно эвакуировали из Германии, где она была на ежегодном обслуживании, и переправили в Калининград. Корабль ремонтировали на заводе «Янтарь» до сентября 2022 года, затем месяц Graceful провела в Петербурге и на зиму вернулась в Калининград . Летом 2023 года судно было в Санкт-Петербурге в порту «Морской фасад» .
Graceful входит в состав «северной флотилии», к ней также относятся:
37-метровая Aldoga, построенная в Виареджо в 2009 году. Судно оформлено на компанию «Пульс» Светланы Кривоногих (у нее в 2003 году родилась дочь, предположительно, от Владимира Путина), совладелицы Банка «Россия». Точная стоимость яхты неизвестна, похожие корабли обойдутся в $14–16 млн.
32-метровая Nega, построенная в 2013 году британской компанией Princess Yachts. Стоимость — $12,2 млн . Собственник лодки — компания «Гелиос», дочерняя структура некоммерческого партнерства «Возрождение морских традиций», которое учредили партнеры Юрия Ковальчука. Яхту в 2013 году ввезла в Россию компания Bawaria Group с Британских Виргинских островов.
В 2015 году Bawaria Group импортировала в Россию катер модели Brizo 46 стоимостью чуть менее $1,2 млн. Судно доставили сначала в финский город Порвоо, где Brizo 46 попал в объективы фотографов. В качестве получателя катера в материалах таможни указана компания «Унисон», структура Юрия Ковальчука. Катер приписан к Graceful.
Компания «Унисон», с помощью которой ввозили в Россию катер для Graceful, используется и для размещения кораблей президента. В середине января 2022 года структура министерства обороны передала этой фирме два земельных участка в городе Ломоносов на берегу Финского залива . Спустя четыре месяца земля перешла к некоммерческому партнерству «Инвест». Учредитель «Инвеста» — ассоциация «Развитие рынка эффективных инвестиций», которую в 2015 году основали Геннадий Тимченко и Петр Колбин .
Гавань в Ломоносове используют суда Балтийского флота, поэтому все корабли в бухте защищены с моря. Причал стал пристанищем сразу для двух яхт Путина. Летом 2022 года там находилась самая старая лодка президента – 57-метровая Olympia 2002 года постройки . Судно стоимостью $37 млн президенту подарил Роман Абрамович, оно оформлено на офшор на Каймановых островах Ironstone Marine Investments.
Осенью 2022 года место Olympia заняла Graceful, выяснил «Досье», изучив корабельные документы и спутниковые снимки. Яхта президента зашла в Ломоносов 26 сентября и пробыла там до 23 октября, прежде чем заглянуть в Петербург и оттуда отправиться на зимовку в Калининград. Специального оборудования на пристани нет, но участок расчистили от мусора и устроили парковку — вероятно, для машин членов команды и обслуживающего персонала. Спустя сутки после того, как канал покинула Graceful, «Досье» обнаружил на берегу большой шатер: внутрь может заехать машина и выгрузить пассажиров, у которых будет возможность незаметно подняться на борт. Такие предосторожности не лишены смысла. Хотя место уединенное, в гавань не запрещен доступ другим судам, по другую сторону канала швартуются танкеры, а пристань привлекает рыбаков и желающих посмотреть на военные корабли.
Компания «Унисон» не только занимается президентским катером Brizo 46 и причалом в Ломоносове, но и владеет знаменитым бригом «Россия» с алыми парусами. Парусник — символ праздника выпускников, который ежегодно проходит в Санкт-Петербурге. В другие дни судно можно встретить в яхт-клубе Юрия Ковальчука.
Владимира Путина не фотографировали отдыхающим на борту Victoria, поэтому нет прямых документальных доказательств, что это его судно. Но, как и в случае с другими яхтами президента, есть немало косвенных подтверждений: это и специально подобранный экипаж, и маршрут корабля, пролегающий рядом с дворцом главы государства, и формальный собственник, и необычная история строительства. Собеседник «Досье», знакомый с ходом работ на лодке, не сомневается, что заказать яхту на военном заводе, выпускающем ядерные подлодки, мог только российский лидер. Наконец, даже агент у Victoria тот же, что и у ныне арестованной яхты Scheherazade.
У кораблей, связанных с Путиным, один портовый агент. В портах Балтики с 2022 года эти функции выполняет компания Inflot Worldwide, она обслуживает Graceful и Aldoga. Обычно фирма занимается совершенно другими судами — в основном это балкеры, ледоколы, буксиры, лоцманские и гидрографические корабли. Агент в Черном море — Orca Group, организация обслуживает яхту Victoria, а раньше занималась и Scheherazade.
Graceful и Victoria покинули основные места стоянки одновременно, 21 октября 2023 года. Первая яхта отправилась на обслуживание в Калининград на завод «Янтарь» , вторая — на верфь Desan в Стамбул. Турецкая компания — логичный выбор для ремонта, если есть риск, что корабль может попасть под санкции и будет арестован. Но Desan — не самая обычная фирма. Она основана в 1978 году, сейчас принадлежит группе Kaptanoglu и занимается не только гражданскими заказами, но и строит военные корабли для Турции — члена НАТО, а также получала разрешение Североатлантического альянса для работы с секретными данными.
Стать клиентом верфи непросто. Корреспондент «Досье» под видом представителя неназванной российской организации попытался отремонтировать в доках Тузлы 40-метровую яхту проекта Princess, спущенную на воду в 2009 году. По легенде судно записано на юрлицо, но настоящий собственник — предпочитающий анонимность бизнесмен из России, который пока не включен в санкционные списки, но опасается, что может попасть под ограничения. Обычно корабль ремонтировали в другом месте, но подрядчик неожиданно обанкротился, и теперь судну срочно требуется верфь для ежегодного обслуживания. Несмотря на исчерпывающее, в том числе и техническое, описание предстоящих работ, в Desan не ответили на вопросы.