Состояние совладельца «Северстали» Алексея Мордашова сократилось за день 31 мая на $701 млн, а совладельца «Норильского никеля» Владимира Потанина — на $590 млн. Об этом свидетельствуют данные Forbes Real Time. Сокращение состояний вызвано падением акций принадлежащих им компаний: бумаги «Северстали» за день подешевели на 4,23%, до 1684 рублей за штуку, а бумаги «Норникеля» — на 2,86%, до 26 358 рублей.
31 мая первый вице-премьер Андрей Белоусов сообщил, что российским металлургам грозят новые налоговые изъятия. В правительстве считают, что они должны вернуть в бюджет в том или ином виде 100 млрд рублей сверхдоходов, полученных от высоких цен на продукцию, поставляемую в рамках финансируемых государством проектов. Совладелец НЛМК Владимир Лисин F 3 заявил, что власти не учитывают рост налоговых отчислений и инвестиций, и посоветовал правительству «не чинить то, что работает».
Рынок, по сути, заявление вице-премьера проигнорировал, говорит старший аналитик «Атона» Андрей Лобазов. Причина падения акций «Северстали» и «Норникеля», которое наблюдалось после интервью Белоусова РБК, — закрытие реестра под дивиденды компаний. «Другие бумаги, такие как НЛМК и ММК, падали гораздо слабее», — говорит он. Для сравнения: те же бумаги НЛМК подешевели лишь на 0,61 %, а состояние Владимира Лисина сократилось лишь на $127 млн. «Комментарии Белоусова — это, конечно, очередное напоминание о том, что надо более рационально подходить к этой сверхприбыли, больше инвестировать и меньше платить огромные дивиденды. В отличие от многих предыдущих комментариев, в этот раз была названа оценка — 100 млрд рублей. Соответственно, вероятно, в правительстве могут рассчитывать тем или иным способом изъять эту сумму», — рассуждает Лобазов.
Про словам эксперта, рынок серьезно не отреагировал на эти заявления потому что, во-первых, разговоры об этом давно ведутся и эти заявления не стали сюрпризом, а во-вторых, названная сумма некритичная по размеру. «После разделения между компаниями привлекательность сектора от ее уплаты существенным образом не пострадает», — убежден собеседник Forbes. Ранее источник Forbes, участвующий в обсуждении вопроса, рассказал, что над тем, как именно собрать эти деньги, Минфин начал работать еще неделю назад. Способы изъятия 100 млрд рублей с прошлой недели разрабатывает замминистра финансов Алексей Сазанов, после того как Минфин получил соответствующее поручение, добавил он.