У молдавского бизнесмена Илана Шора появилось дело на миллиард

Источник
Муж певицы Жасмин обвиняется в банковской афере и помещен под домашний арест.
В Молдавии помещен под домашний арест супруг российской певицы Жасмин, бизнесмен Илан Шор. Ему предъявлены обвинения по громкому делу о выводе из местных банков суммы, эквивалентной $1 млрд. Ранее господину Шору был закрыт въезд в Россию.

Илан Шор был помещен 6 мая под домашний арест на 30 суток по решению суда. Об аресте предпринимателя ходатайствовали следователи Национального центра по борьбе с коррупцией (НЦБК), просившие заключить его под стражу. Но суд избрал более мягкую санкцию.

Ранее господин Шор проходил подозреваемым по громкому делу о махинациях в трех подконтрольных ему банков — Banca de Economii, Banca Sociala и Unibank, в результате которых из них был выведен $1 млрд. Теперь бизнесмен обвиняется в преступлении, предусмотренном ч. 11 ст. 335 («Злоупотребление служебным положением») УК Молдавии: «Умышленное использование лицом, управляющим коммерческой, общественной или иной негосударственной организацией, либо работающим для такой организации, своего служебного положения, имущества организации в корыстных, иных личных интересах или интересах третьих лиц, прямо или косвенно, повлекшее причинение ущерба в значительных размерах общественным интересам либо правам и охраняемым законом интересам физических или юридических лиц, повлекшее тяжкие последствия». Преступление наказывается штрафом в размере от 20 тыс. до 40 тыс. молдавских леев (от $1,1 тыс. до $2,2 тыс.) или сроком от двух до шести лет.

Следствие считает, что сомнительные транзакции через Banca de Economii, которые привели к выводу из страны крупной суммы денег, были проведены в ноябре прошлого года, когда админсовет банка возглавлял Илан Шор.

Скандал с выводом $1 млрд из трех молдавских банков разразился в конце прошлого года, когда стало известно, что в их балансе образовалась дыра. Как писали молдавские СМИ, в ноябре 2014 года через Banca Sociala, Banca de Economii и Unibak было выведено за рубеж около 18 млрд молдавских леев (18% активов всего банковского сектора). По информации Нацбанка, после крупных транзакций между этими банками Banca Sociala уступил право требования взятых в нем проблемных кредитов на сумму $1 млрд (конвертированные 18 млрд леев) иностранному юрлицу. Гигантские кредиты, как выяснилось позже, брали компании, подконтрольные Илану Шору. Гарантом этих кредитов выступила офшорная компания Fortuna United LP (Великобритания).

Возникшая в банках дыра была закрыта секретным решением правительства, утвердившего предоставление им кредита от Нацбанка. В правительстве говорили, что это был единственный способ спасти банковскую систему и избежать паники. Объем потребовавшихся вливаний ни разу официально назван не был.

В начале этого года молдавский Нацбанк нанял для расследования ситуации в трех проблемных банках американскую компанию Kroll. Незадолго до прибытия ее экспертов в Молдавию стало известно, что в ноябре прошлого года был угнан, а позже обнаружен сгоревшим инкассаторский автомобиль, перевозивший документы Banca de Economii. Автомобиль принадлежал охранному агентству Klassika Force Илана Шора, а угнали его, когда водитель отлучился по нужде.

В апреле эксперты Kroll закончили расследование ситуации с банками и подготовили отчет, с которым ознакомили министров и депутатов, взяв с каждого подписку о неразглашении. После того, как 3 мая в центре Кишинева прошла многотысячная митинг, на котором протестующие потребовали обнародовать отчет Kroll спикер Андриан Канду выложил 84-страничный документ на своем сайте.

В нем говорится, что кредиты в Banca de Economii брали компании «группы Шора». «Эти деньги были переведены на латвийские банковские счета компаний из Великобритании и Гонконга»,— говорится в отчете. В частности, отмечается в нем, было переведено $232,2 млн и €544,5 млн. Образовавшиеся в Banca de Economii задолженности «по неизвестным причинам» были переведены в Banca Sociala. В отчете отмечается, что это было «осознанное решение».

Илан Шор причастность к махинациям отрицал с самого начала. После того, как его поместили под домашний арест бизнесмен распространил заявление, в котором назвал санкцию «чрезмерной мерой», поскольку он «открыто сотрудничал со следственными органами».

«Я готов сделать заявления и предоставить документы, доказывающие необоснованность выдвинутых против меня обвинений, а также всячески содействовать следственным органам в установлении истины о том, как Banca de Economii оказался в тяжелой ситуации на тот момент, когда я начал им руководить. Призываю не оперировать домыслами и недостоверной информацией в связи с этим делом. Я сделаю все возможное при помощи адвокатов и пресс-службы для максимально транспарентной связи с общественностью, соблюдая все предписания закона, наложенные на меня в данной ситуации»,— отмечается в заявлении пресс-службы господина Шора.

Его супруга певица Жасмин также прокомментировала ситуацию. «Считаю действия силовых органов Молдовы огромной ошибкой, а развернутую вокруг него кампанию в прессе и обществе — намеренно очерняющей, дискриминационной и являющейся явной политической игрой»,— написала певица. Она назвала происходящее недоразумением и выразила надежду, что инцидент скоро будет исчерпан.

Между тем, по данным "Ъ", Илану Шору, у которого есть бизнес в России (в 2013 году его компания "Классика Интернешнл" приобрела у группы SPI права на бренд водки "Кремлевская"), запрещен въезд в РФ. Об этом "Ъ" сказали российский дипломат и правительственный чиновник. Последний сказал, что бизнесмену закрыт въезд с формулировкой «угроза национальной безопасности». По словам дипломата, причиной запрета на въезд стала скандальная история с дипномерами.

В мае 2013 года Генпрокуратура Молдавии возбудила уголовное дело по факту незаконной выдачи дипномеров молдавским посольством в России. Дело было открыто после появления в СМИ информации о том, что по Москве разъезжает около 60 автомобилей (многие из которых класса люкс) с дипномерами молдавского посольства, при том что в дипмиссии работают всего 12 сотрудников. По данным СМИ, часть машин принадлежала господину Шору, который владеет рестораном, расположенным на территории молдавского посольства.