На фоне отмены в «Каюм нефти», связанной ранее с осужденным за многомиллиардные растраты экс-владельцем банка «Югра» Алексеем Хотиным, конкурсного производства, нефтяной актив обрастает очередными крупными долгами. Так, арбитраж удовлетворил требования Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора к компании, признав обязательства по плате за негативное воздействие на окружающую среду на сотни миллионов.
Ранее «Каюм нефть» уже сталкивалась с соответствующими претензиями, сопряженными с возведением электростанции на базе ГТЭС, и разбирательства ведомству также проиграла. Глава Росприроднадзора Светлана Радионова, в свою очередь, и вовсе указывала на системные нарушения нефтяников, подчеркивая, что «строительство мощностей «велось» только на бумаге» и что «Каюм Нефть» не построила ни одного объекта для снижения нагрузки на экологию»».
Так или иначе, после успеха Росимущества в контексте пересмотра хода дела о банкротстве требования станут частью новой волны споров. Пока же деньги продолжают делить в том числе экс-операторы, которых вытеснила «РН-Няганьнефтегаз», получив, впрочем, в придачу «серьезный комплекс проблем».
Арбитражный суд ХМАО удовлетворил требования Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора и взыскал с АО «Каюм нефть» (Нягань) более 429 млн рублей. Как следует из документов, речь идет о задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год и пени за несвоевременное и неполное внесение платежей.
На текущий момент опубликована только резолютивная часть решения, но, как отмечают отраслевики, суть конфликта, веротяно, аналогична предыдущим спорам. Отметим, управление Росприроднадзора уже взыскивало с актива, связанного с «Русь-Ойл», более 400 млн. Тогда речь шла о плате «Каюм нефти» за негативное воздействие на окружающую среду в 2020 году.
Как следовало из документов, управление при рассмотрении декларации нефтяников по НВОС исключило из нее затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия. Так, в прицел надзора попали работы по строительству электростанции на базе ГТЭС «ПАЭС-2500».
«<…> за заключением органа государственного экологического надзора общество в управление не обращалось, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не получало. Общество не представило в суд проект на строительство энергоцентра, положительное заключение государственной экологической экспертизы на проектную документацию, <…> разрешение на строительство <…>, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию <…> Исходя из изложенного, поскольку программа фактически обществом не исполнялась и ответчиком производилась лишь оплата за работу, которая не повлекла за собой снижение необходимого уровня ПНГ, управлением обоснованно не приняты к зачету затраты, понесенные ответчиком», – следовало из решения первой инстанции. Нефтяники не единожды пытались оспорить такие выводы, но все споры проиграли.
Отметим, до этого глава Росприроднадзора Светлана Радионова указала на системные нарушения. «Так продолжалось с 2016 года. И только в ходе нашей проверки выяснилось: строительство мощностей «велось» только на бумаге. За все это время «Каюм Нефть» не построила ни одного объекта для снижения нагрузки на экологию», – сообщала Радионова на своей странице в социальной сети.
Глава ведомства подчеркивала, что злоупотребление правом учитывать расходы при исчислении экосборов приводит только к одному – «накоплению многомиллионных долгов и росту пени».
«Судя по всему, это старая тема с ГТЭС. Сумма та же примерно. «Роснефть» так и не решила вопрос с ГТЭС. Хотя пора уже, полгода прошло, а то и больше. Процент утилизации ПНГ в «Каюм Нефти» очень низок. Менее 10% был, а должен 95%», – рассуждает источник издания, знакомый с историей конфликта.
Уточним, «Каюм Нефть» являлась частью нефтяного холдинга осужденного за многомиллиардные растраты экс-владельца банка «Югра» Алексея Хотина. «Правда УрФО» подробно рассказывала о многомиллиардных конфликтах вокруг этого бизнеса, претензиях ФНС, столкновении АСВ с «Газпромбанком», а также о решении передать активы Росимуществу.
Примечательно, что именно Росимущество недавно смогло добиться отмены решения о введении в АО «Каюм нефть» конкурсного производства. В частности, представители федерального агентства ссылались на решение Замоскворецкого районного суда города Москвы по иску Генеральной прокуратуры РФ на 192 млрд.
«<…> судебными актами установлено, что возникновение признаков несостоятельности (банкротства), в том числе у «Каюм Нефти», не обусловлено ведением обычной хозяйственной деятельности, а вызвано противоправными действиями бенефициара группы компаний «Русь-Ойл» – Хотина А.Ю., следовательно, учитывая общность интересов всех компаний <…> вопрос о наличии признаков несостоятельности (банкротства) у «Каюм Нефть» подлежит пересмотру», – подчеркивалось в суде, который в итоге поддержал Росимущество.
Отметим, с возражениями против такого сценария выступили ПАО Банк «Югра» и АО «Газпромбанк».
Так или иначе, новый виток разбирательств, как говорят наблюдатели, спровоцирует очередные конфликты. Пока же продолжается противостояние с участием бывших операторов по добыче нефти.
Так, «Правда УрФО» рассказывала о требованиях ООО «Инновационные нефтегазовые технологии» («ИНГТ»; Тюмень) признать незаконным бездействие конкурсника, выразившееся в уклонении от приемки имущественного комплекса, и взыскать с управляющего убытки в размере 273,8 млн рублей. Разбирая эту ситуацию, суд посчитал, что речь идет вовсе не об убытках, назвав жалобу необоснованной. Уточним, деятельность «Инновационных нефтегазовых технологий» участники рынка связывали с вероятными интересами политика Виктора Медведчука. На текущий момент в суде также рассматриваются крупные требования самой «Каюм Нефти» к «ИНГТ».
Сейчас оператором, как рассказывла «Правда УрФО», стало АО «РН-Няганьнефтегаз». В нагрузку к этому статусу актив «Роснефти» получил серьезный комплекс проблем.