В распоряжении Лайфа оказалось обращение сотрудников гарнизона пожарной охраны Москвы на имя временно исполняющего обязанности главы МЧС РФ генерала Александра Чуприяна. Они сообщили о проблемах, с которыми сталкиваются по службе.
— Постоянные проверки по несколько раз на дню со стороны различных структурных подразделений превратились в карательную машину. Никакой помощи от проверяющих нет, только наказания. Условия в караулах ужасные, обеспечение никакое. Нас вынуждают попрошайничать и просить расходные материалы, краски, лампы, инвентарь, это стало нормой. Сотрудники не выдерживают и уходят, не дослужив до пенсии, в том числе увольняются штучные специалисты, — пишут пожарные.
Как утверждают авторы обращения, в столичном ГУ МЧС под угрозой увольнения якобы запрещен вывод техники на ремонт, расходные материалы для техобслуживания не выдаются, даже "незамерзайка" покупается за счет личного состава. По словам столичных спасателей, вместо исполнения прямых обязанностей им нередко приходится работать сторожами.
Даже пожарно-спасательная часть № 88 на территории столичного главка МЧС на Пречистенке располагается в помещении бывшей сауны в антисанитарных условиях.
Пожарная доля
Лайф поговорил с некоторыми сотрудниками столичного ГУ МЧС. Александр (имя изменено. — Прим. Лайфа) отработал в московской ПСЧ-37 двадцать с лишним лет, но недавно вынужденно ушел на пенсию. Как он сам утверждает, из-за ужасных условий труда и плохого отношения со стороны начальства.
— Ездим сдавать нормативы на тренажерах. На выполнение заданий заложено определенное количество времени. Раньше можно было погрешность иметь на 5–10 секунд, никто не придирался. Сейчас на одну секунду опоздал... и все — звание мастера не получил. А мастер — это плюс пять тысяч рублей к зарплате. Мы тренируемся, стараемся, а нас так зажимают, — возмущен Александр.
Больше всех нынешним положением дел в московском ГУ МЧС недовольны водители пожарных машин. Они пожаловались Лайфу на проблему с расходниками, которую начальство якобы заставляет решать за их же счет.
— Раньше главк выделял деньги и заключал с фирмами-подрядчиками договоры на авторемонт. Теперь такого нет, — сетуют водители. — Служебные машины не ремонтируются. Бюджетными средствами покрываются только фильтры, масла, лампочки и самые дешевые запчасти. Машины в итоге ездят до победного, пока совсем не встанут. Доходит до того, что начальство угрожает нам: мол, оплачивайте крупный ремонт сами.
Водители вспоминают такой случай. К одному из них пришли с проверкой по поводу замены шин: "Ты знаешь, сколько твоя машина должна пройти на одном комплекте шин? По норме 45 тысяч километров, а у тебя меньше". Таким образом на бедолагу-водителя якобы повесили расходы на новую резину. При этом проверяющие не учли, что, если машина постоянно ходит под нагрузкой (оборудование, две тонны воды и пеннобак), шины служат меньше.
— Водители увольняются массово. Их порой не хватает даже, чтобы укомплектовать расчет (первичное подразделение пожарной охраны. — Прим. Лайфа). Из-за этого на пожар могут выехать не два автомобиля, как полагается, а всего один, — признается собеседник Лайфа.
Главный спасатель
Пожарные связывают многие беды с новым главой столичного ГУ МЧС генерал-майором Сергеем Желтовым. Его назначили весной 2020 года. Этот человек — патриарх пожарной службы. Ему 56 лет, из них 38 он трудится в структурах ведомства, его мундир буквально увешан наградами.
Малая родина Сергея Желтова — брянское село Дорожово. В 1983 году во время срочной службы он получил должность пожарного в одной из московских воинских частей. Позже стал курсантом Ленинградского пожарно-технического училища. С 1987 по 2014 год работал в Магаданской области, занимая там разные должности — от инженера Госпожнадзора до начальника регионального МЧС. Затем переехал в столицу и быстро поднялся по карьерной лестнице в столичном главке.
Даже сейчас Желтов лично участвует в тушениях пожаров.
У столичных пожарных особое отношение к шефу. Два года назад тушили жилой дом на улице Дубининской. Пострадал один пожарный, которого с серьезными переломами увезли в реанимацию. Это своими глазами видели десятки свидетелей.
— По пути на боевое место поскользнулся и упал, сейчас в больнице, — на камеру прокомментировал состояние своего подчиненного Желтов. Его слова возмутили сотрудников столичного ГУ МЧС. Они посчитали, что травмы рядовых пожарных просто замалчиваются и скрываются.
Семья и имущество
Согласно декларации, в 2019 году Сергей Желтов заработал 4,5 млн рублей, а его супруга — 2 млн. У них на двоих двадцать соток земли, две квартиры (площадью 80 и 84 квадрата), административное помещение (161 квадрат), микроавтобус Toyota Hiace и внедорожник Lexus LX470.
Судя по базам, семья Желтова прописана в апартаментах площадью 110 кв. м на проспекте Ленина в историческом доме в Магадане. По местным меркам это премиальное жилье. Аналог на вторичном рынке стоит около 14 млн рублей. Жилье не декларировалось.
Генеральская жена, 55-летняя Татьяна Желтова, владеет тем самым административным помещением из декларации мужа — это подвал "брежневки" на улице Лукса в Магадане. Раньше там располагался ее магазин, где продавался табак и алкоголь. Еще Татьяна была директором и совладелецей магаданского ресторана на улице Арманской. Интересно, что все юрлица, учрежденные Желтовой, ликвидированы налоговой службой из-за многочисленных нарушений. В 2008–2020 годах супруга пожарного периодически жила в трешке в блочном доме на улице Зайцева (Магадан), эта недвижимость не задекларирована.
До 2021 года Татьяна Желтова трудилась в столичном учебном спортивном комплексе "Воробьевы горы", где организовывала питание для учащихся. Но ее контакты вдруг исчезли с сайта. Последний раз ее имя там упоминалось год назад во время очередной санитарной проверки, она тогда была ответственным должностным лицом. Заметим, что результаты ревизии не выложены в открытый доступ.
Старшая дочь генерала, 34-летняя Юлия Желтова, пошла по стопам отца. На официальном сайте ГУ МЧС РФ по Магаданской области она указана начальником отдела административной практики и дознания. В 2015 году девушка отчитывалась о доходах: ее заработок составил 1,3 млн рублей, имущество — скромная двушка на 53 квадрата в панельной пятиэтажке на улице Флотской в Магадане. До того как стать инспектором Госпожнадзора, Юлия Желтова была ипэшницей в сфере розничной торговли.
Средняя дочь генерала, 30-летняя Ирина Шульпина, живет в московском поселке Коммунарка на улице Липовый Парк в жилом комплексе бизнес-класса "Москва А101". Двухкомнатные квартиры там стоят от 18 млн рублей. До 2014 года Ирина управляла собственным кафе "Садко" на улице Ленина в магаданском поселке Атка. Потом выяснилось, что ее бизнес не платил налоги и за электричество, само здание общепита оказалось самостроем. Лишь после вмешательства областного прокурора кафе было снесено, а долги выплачены.
Неуплату штрафов, налогов и коммунальных платежей можно назвать общей привычкой любимых женщин генерала. Судебным приставам приходилось гоняться из-за долгов и за его женой, и за старшими дочерьми.
Кажется, что в Магадане семья жила не так богато и зарабатывала как могла. В 2008 году супруга Сергея Желтова даже решилась взять микрокредит в размере 150 тысяч рублей. Но в десятых дела Желтовых явно пошли в гору. Старшие дочки поступили в престижные столичные вузы (РУДН и МГЮА), у них появилась дорогостоящая недвижимость в Москве. Но официально генерал и его жена живут очень скрытно. Дочери тоже отнюдь не публичны: соцсети закрыты, фотографий почти нет.
Столичное управление в последнее время сотрясают коррупционные скандалы: в конце прошлого года по подозрению во взяточничестве задержали двух заместителей Желтова — Андрея Мищенко и Виктора Самарина. Первый сейчас под домашним арестом, другой — под подпиской о невыезде. По версии следователей, они незаконно выдавали паспорта безопасности предприятиям за 50–70 тысяч рублей.
Чтобы прояснить ситуацию с жалобами пожарных, Лайф направил вопросы начальнику ГУ МЧС по Москве Сергею Желтову. Однако оперативно ответы не получил.