«Агрокомплекс им. Н. И. Ткачева» в 2020 году вошел в тройку крупнейших землевладельцев России с объемом земель 653 тысяч га. На пути к процветанию поглощение соседей шло различными методами, распространенными не только на Кубани. А сейчас уже сам агрохолдинг стал лакомым куском. Есть основания полагать, что первые попытки испытать сельхозгиганта на прочность уже предпринимаются.
Из форвардов в защитники
Александр Ткачев более двух лет не при власти. Теперь он бывший губернатор Краснодарского края и бывший министр сельского хозяйства РФ, а также простой председатель совета директоров «Агрокомплекса им. Н. И. Ткачева». И он знает наверняка потенциал некоторых должностей и амбиции, таким потенциалом порождаемые.
Поймать большую рыбу охотников масса. Кто захочет возиться с мелочевкой? Зачем рисковать репутацией, ходить по грани конфликта интересов, брать грех на душу за отдельные перегибы? Например, земли сахарного завода «Кристалл» отошли Ткачевым после фактической приостановки деятельности предприятия в самый пик сезона - на въездах и выездах были установлены посты ГИБДД, с пристрастием проверяющие и останавливающие автомобили, поставляющие сахарную свеклу.
Сейчас стратегия накопления перешла в фазу защиты и удержания семейного бизнеса, выросшего до огромных размеров за время нахождения Александра Ткачева у власти. Попробуем понять, какой запас прочности накопил экс-политик.
Выселки
На территории нынешнего Краснодарского края в 1970-е годы XIX века черноморским и кубанским казакам, желающим получить землю, предлагали поехать на выселки, переселиться подальше от густонаселенных станиц. Постепенно таких переселенцев оказалось достаточно, чтобы основать собственное поселение. Станицу так и назвали – Выселки. Сейчас там живут около 20.000 человек.
В Выселках зарегистрировано АО «Агрокомплекс им. Н.И.Ткачева», обладающее на сегодня одним из крупнейших земельных фондов. Журнал Forbes назвал его богатейшим латифундистом России.
Предприятие-гигант выросло из бывшего Выселковского межрайонного комбикормового завода. Здесь в далеком 1983 году с должности теплотехника Александр Ткачев начинал свой трудовой путь. В 1990 году, уже поработав пару лет первым секретарем Выселковского райкома комсомола, Ткачев был избран генеральным директором предприятия. В 1991 году Александр Ткачев приватизировал комбикормовый завод, предварительно объединив его с откормочным комплексом «Мясопром», и, присоединив выселковское АО «Восход», создал на базе трех предприятий акционерное общество закрытого типа «Агрокомплекс».
Когда в декабре 2000 года Александр Ткачев стал губернатором Краснодарского края, земельный фонд «Агрокомплекса» составлял около 80.000 гектаров. С 2001 года по 2018, когда Ткачев лишился министерского кресла, владения увеличились до 645.000 гектаров (за 2015 - 2018 «министерские» годы - на 150.000 гектаров). Удачное совпадение, не правда ли?
Чтобы никто не делал скоропалительных выводов, Александр Ткачев не раз подчеркивал, что его политическая карьера никак не связана с бизнесом семьи: «Если я министр, это не значит, что они (родственники) должны этот бизнес продать. Это их жизнь, их судьба — целых поколений. Мой отец создавал это предприятие. Я считаю, что все нормально». Или на вопрос о конфликте интересов: «Это же не нефть, а земля, производство молока, мяса, яйца, хлеба… Обычное сельхозпроизводство. Предприятия я создавал в 1995–1996 годах, они небольшие, им уже более 20 лет. Мне что, продавать? Решение должны принять родственники… Это абсолютно нормально — это предприятия, заводы, фабрики. Какой здесь конфликт?».
Александр Николаевич даже сам лично отправил запрос о возможном конфликте интересов в кабинет министров. Правительственная комиссия прямого конфликта интересов тогда не увидела, но устами вице-премьера Аркадия Дворковича предложила Ткачеву самоустраниться в случае возникновения ситуации, потенциально ведущей к такому конфликту.
Теперь посмотрим на непосредственные поступки бывшего политика на различных должностях, формирующие его политический вес и образ.
Губернаторство
Александр Ткачев на посту губернатора Краснодарского края останется организатором строительства олимпийских объектов в Сочи. О результатах проведения зимней Олимпиады 2014 года можно не говорить, там его успехи зашкаливают. Но в этой же должности ему пришлось пережить убийство 12 человек, в том числе четверых детей – бандой Цапков в прогремевшей на всю страну станице Кущевская, и прорыв дамбы с потопом в Крымске.
Крымск и Цапки подорвали губернаторский авторитет, потянули за собой расследования о поместьях и роскошных особняках. Об отце, которого на Кубани некоторые за подход к семейному бизнесу называли доном Ткачевым, намекая на связь с образом дона Карлеоне из романа Марио Пьюзо «Крестный отец». О племяннице, неожиданно оказавшейся владелицей миллиардных активов. О зяте, упоминавшемся в истории с несостоявшемся строительством казино под Анапой.
Сам не ам
Те не менее Александр Ткачев делает очередной карьерный шаг и становится министром сельского хозяйства России. На этом посту он активно борется с ввозом продуктов питания, попавших под ответные санкции.
Уничтожать нелегально ввезенные сельхозпродукты на месте – личная инициатива Александра Ткачева, поддержанная президентом. Только за 6 августа 2015 года, в первый день действия указа, по официальным данным было уничтожено 320 тонн сыра, мяса и рыбы. За один год раздавлено тракторами и сожжено в печах 7,5 тыс. тонн «запретной» продукции. Альтернативой могло быть проведение экспертизы и, в случае положительного заключения, безвозмездная раздача таких продуктов пенсионерам или детским домам. И много еще чего.
Утекающие реки
Еще одна инициатива, которая, к счастью, не воплотилась в жизнь, это проект по переброске «излишков» пресной воды из Алтайского края через Казахстан в засушливый Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая с водоподачей до 1 млрд кубометров в год.
Эксперты обвиняли Александра Ткачева в желании фактически нарушить закон «О защите окружающей среды», в том что он, по сути, хочет просто продавать воду Китаю, который в ресурсах заинтересован всегда, в том числе и по экспансионистским причинам. Притом что излишков воды в Сибири нет, иногда самим не хватает.
«Это абсолютно непродуманное заявление. Я думаю, больше нет ни одного человека, который придерживается этой точки зрения. Во всяком случае среди тех, кто хоть что-то понимает в перебросках воды, в водных ресурсах и в затратах на преодоление водоразделов», — заявил академик РАН Виктор Данилов-Данильян и добавил, что «проектировать тут нечего».
Столкнувшись со шквалом критики, министр благоразумно сдал назад уже на следующий день, хотя оставил себе пространство для маневра: «Проект по снабжению засушливых районов КНР пресной водой не будет реализовываться в ближайшее время, и возможен только при безоговорочном соблюдении интересов РФ, в том числе с точки зрения экологии».
Тракторный марш
Еще одной целью экс-министра было лоббирование идеи преимущества крупных агрокомплексов над фермерскими хозяйствами в плане государственной значимости. По всему видно, эта затея оказалась небезуспешной.
Во-первых, сам президент Владимир Путин во время одной из прямых линий на вопрос фермера Бориса Акимова, что государство помогает крупным агрохолдингам, а малым фермерам — нет, ответил: «Бывший губернатор Краснодарского края Александр Николаевич все время говорил, что двигателем развития сельского хозяйства является крупное товарное производство. На самом деле агрохолдинги и создают основную продукцию. И не только у нас, но и за рубежом».
Во-вторых, в 2016 году хозяева мелкого сельхозбизнеса Кубани решили двинуться в Москву на тракторах в поисках правды. Силовики задержали участников «Тракторного марша» на границе с Ростовской областью. Хотя акция не состоялась, вся страна узнала о том, какими методами захватывает земли крупный агробизнес.
Краснодарские аграрии создали движение «Вежливый фермер», члены которого уже в марте 2017 года попытались снова организовать «Тракторный марш». К нему должны были присоединиться фермеры из Ставропольского края, Ростовской и Воронежской областей. Протестующие требовали создания оперативной группы, которая бы расследовала нарушения прав землепользователей на юге России.
Силовики сработали на опережение: на активистов «Вежливых фермеров» были заведены уголовные дела по самым разным основаниям, а лидера движения Алексея Волченко в преддверии анонсированного «Тракторного марша» арестовали… за неуплату алиментов (просрочка составила всего месяц).
Большая рыба
Думается, что Александр Ткачев до глубокой старости был готов оставаться в политике, чтобы не мешать развитию «Агрохолдинга» имени своего отца, там и так дела шли прекрасно. Возможно, Александр Николаевич, рассматривая в своем просторном кабинете что-то типа картины нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего «Большие рыбы поедают малых», вспоминал о родных семейных полях, прирастающих землями соседних и не соседних хозяйств.
И все же стать своим в высоких кабинетах у Александра Ткачева не получилось. Вывод о причинах напрашивается такой: во-первых, по причине неудачи на ниве импортозамещения, во-вторых, в силу самого отношения к нему столичных политиков. Спикер Госдумы Вячеслав Володин, например, публично сделал замечание, что министр Ткачев, выступая перед депутатами, ведет себя как на сельском сходе.
Выросшее до гигантских размеров предприятие стало нуждаться в хозяине и руководителе высокого уровня. Ткачев вернулся в агрохолдинг, и почти сразу появились знаки, ставящие под сомнение будущую целостность и безопасность бизнеса экс-министра.
Кто-то вспомнил, что в 2010 году у возглавляемой Александром Ткачевым администрации Краснодарского края случился тихий конфликт с руководством Россельхозбанка, возглавляемого на то время Дмитрием Патрушевым, нынешним министром сельского хозяйства России.
Кто-то указал на неслучайное появлении в интернете видеозаписи с борта самолета с участием Ткачева и Дворковича. И не беда, что чиновники, фигурирующие там, расслабились, употребляют спиртное или поют. А вот тост Ткачева: «За наше аграрное лобби!» - показал всем, что интерес в продвижении каких-то, возможно личных, запросов у экс-министра мог быть. Как следствие, возможным становится мнение, что не без участия политика укреплялся и рос Агрокомплекс имени Ткачева.
О наступившей нестабильности в бизнесе семьи Ткачевых говорит еще ряд фактов.
Первое, прокуратура Краснодарского края заявила об отзыве разрешения на строительство винзавода в Геленджике, выданного компании «Шато де Талю», которую связывают с супругой экс-политика Ольгой. Участок под застройку расположен на особой охраняемой территории, однако экспертиза проекта возведения завода, похоже, не была проведена, что явилось нарушением действующего законодательства.
Второе – это долги по кредитам ВЭБ НАО «Центр «Омега», созданного в преддверии Олимпийских игр, по кулуарным слухам, людьми из близкого окружения экс-губернатора. «Депутат Заксобрания от КПРФ Петр Соколенко насчитал 54 млрд рублей, полученных центром из бюджета!», - говорится в публикации The Moscow Post.
Третье - информация о приближающемся банкротстве НАО «Красная поляна», которое на начало 2018 года контролировалось ООО «КурорТ Плюс», связываемого участниками рынка с семьей Александра Ткачева. Там речь идет о взыскании суммы невыплаченных арендных платежей в размере около 450 миллионов рублей.
Соратники по политике говорили про Александра Ткачева, что, хотя он и пришел под красным флагом, сам он точно буржуйский. Такая характеристика Александра Ткачева в сочетании с приобретенным политическим опытом оставляют возможность тихого урегулирования вопросов о будущем семейного аграрного бизнеса. Ткачев, безусловно, остается крупной рыбой в этом море.
В феврале 2020 года Роспотребнадзор обнаружил серьезные нарушения в деятельности «Агрокомплекса им. Н.И.Ткачева». В корма животным и птице примешивались запрещенные добавки химического происхождения, предприятие было оштрафовано на 700.000 рублей. Штраф попытались обжаловать в Пятнадцатом арбитражном апелляционном суде в г. Ростове-на-Дону, но в начале июня стало известно, что суд оставил вердикт без изменения. Вряд ли кто-то посягнул бы на «Агрохолдинг», даже допускающий нарушения, в бытность Александра Ткачева министром или губернатором.
В какой-то момент, когда земельные активы консолидированы, можно вытащить нужную сумму и, оставаясь безупречно чистым, разом купить все нажитое непосильным трудом. Возможно, так случится с аграрным детищем Ткачева, если не удастся удержать занятые позиции после ослабления административного ресурса.