Тульских чиновников привлекли за рабочую систему

Источник
Тульское следствие предъявляет претензии к Контрабаеву и Черноусову за рабочую информационную систему здравоохранения.
С мая 2021 года в Центральном районном суде Тулы рассматривается дело о якобы хищениях при создании региональной информационной системы в сфере здравоохранения. Следствие настаивает: подрядчик не исполнил контракт. Первое дело обвинявшее Артура Контрабаева закрыто при отсутствии состава. Новое дело по тому же составу возбудили с претензиями к Алексею Черноусову.

Однако РИСЗ (региональная информационная система здравоохранения) работает. Более того: область признана одним из лидеров цифровизации здравоохранения в стране.

На скамье подсудимых — бывший глава министерства информатизации правительства Тульской области Артур Контрабаев и Алексей Черноусов, генеральный директор и владелец компании «Смарт Дельта Системс», которая выступила подрядчиком по трем госконтрактам. Их обвиняют в хищении 68 миллионов бюджетных рублей, выделенных на модернизацию здравоохранения региона: создание ПО и внедрение современных IT-решений в эту сферу.

В СК полагают, что вместо якобы новой информационной системы область получила продукт, созданный еще в 2005 году. По версии следствия, подрядчику якобы незаконно были переданы средства из бюджета «под видом оплаты по государственным контрактам за выполнение работ и оказание услуг в пользу Общества без фактического их выполнения».

Если переводить с юридического языка на русский, ситуация глазами следователей выглядит следующим образом: в 2013-2014 годах «Смарт Дельта Системс» в рамках трех госконтрактов должна была создать Региональную информационную систему здравоохранения (РИСЗ) и впоследствии заниматься ее сопровождением. За это ей заплатили свыше 68,3 миллиона рублей. Однако компания никаких разработок якобы не произвела, условия контракта не выполнила, а ее работа вместо заявленных 68,3 миллиона на самом деле стоила 0 рублей 00 копеек.

Уголовное дело возбудили еще в 2017 году. Сначала в нем фигурировал только один подозреваемый — экс-министр Артур Контрабаев. Ему вменяли превышение должностных полномочий (ч. 1 ст. 286 УК РФ). В 2020-м обвинения сняли — в действиях Контрабаева не нашли состава преступления. Но тут же предъявили новые: на этот раз бывшему чиновнику инкриминировали растрату в особо крупном размере. Вместе с этим в деле появился новый фигурант — Алексей Черноусов, который, по мнению СК, стал пособником в совершении данного преступления (ч. 5 ст. 33, ч. 4 ст. 160 УК РФ).

Следствие считает, что экс-министр и бизнесмен действовали в сговоре. В марте 2013 года Черноусов от подконтрольных ему фирм направил в Комитет госзаказа Тульской области коммерческие предложения для участия в конкурсе на создание и внедрение РИСЗ. При этом само ООО «Смарт Дельта Системс», убеждены в СК, предложило «явно заниженную стоимость контракта на выполнение работ» в сумме 30 миллионов 100 тысяч рублей. Якобы именно это и позволило компании Черноусова выиграть конкурс.

Как пишет Business FM, эти обвинения выдвинуты ровно по тем же обстоятельствам, которые исследовались в рамках первого уголовного дела против Контрабаева, закрытого за отсутствием состава преступления. Как говорится — новые лапти со старыми дырами.

Контрабаева отправили под домашний арест из-за проблем со здоровьем. Черноусова — в «Матросскую тишину». Из-под стражи бизнесмена выпустили только весной 2021 года — тоже под домашний арест. Свою вину оба отрицают, ссылаясь на очевидное: РИСЗ работает, она полностью интегрирована в электронную систему федерального Минздрава. Тульская область который год подряд становится лидером в области цифровизации здравоохранения, а жители региона пользуются порталом Доктор71 (www.doctor71.ru) с 2013 года.

Примечательно, что потерпевший по этому делу — правительство Тульской области — потерпевшим себя не считает. Представитель администрации региона в ходе одного из первых судебных заседаний опроверг все доводы обвинения. Он заявил суду, что система была создана компанией Черноусова в 2013 году и по сей день используется в региональной системе здравоохранения.

РИСЗ имеет сертификат соответствия, она стоит на учете и зарегистрирована в реестре, а права на интеллектуальную собственность и дистрибутивы к программе (пакет установочных файлов к информационной системе) переданы областному Минздраву.

Более того, представитель ведомства предоставил суду результаты экспертизы, полностью опровергающие доводы следствия. Ее проведение заказало само региональное министерство здравоохранения. Эксперты установили: «Смарт Дельта Системс» контракт не нарушала. Наличие какого-либо ущерба потерпевшему не установлено. Ведомство удовлетворено результатами проделанной работы и претензий к исполнителю не имеет. К слову, по данным Российского агентства правовой и судебной информации (РАПСИ), этот документ следователь отказывался приобщать к материалам дела.

«Другими словами, если представить себе схожее абсурдное обвинение в совершении убийства какого-либо лица, то ситуация выглядела бы следующим образом: вот приходит в суд живой и здоровый потерпевший, говорит, что он жив, здоров и счастлив, но следствие продолжает утверждать, что он мертв, мертв еще с 2013 года, подкрепляя свои фантазии заключением экспертизы. Абсурд? Действительно, абсурд, но именно так и выглядит обвинение, предъявленное Черноусову», — прокомментировал РАПСИ защитник Алексея Черноусова, адвокат коллегии адвокатов «ЭкКорп-Защита» Олег Никуленко.

Следствие со своей стороны также заказывало экспертизу, к которой возникло немало вопросов. В заключении экспертов №12 отсутствует информация о квалификации специалистов, проводивших экспертизу, именно как экспертов-оценщиков или патентоведов. Что дает серьезный повод усомниться в наличии у них опыта в этих сферах. А ведь перед ними СК ставил вопросы о стоимости результатов работ по контракту и передаче интеллектуальных прав на РИСЗ. И именно эти эксперты установили нулевую стоимость работ. Как писал ранее BFM, что они провели собственное расследование по этим сомнительным – экспертам.

Сторона защиты просила суд исключить эту спорную компьютерно-техническую экспертизу из материалов дела. Адвокаты ссылались на нарушения при проведении исследования: эксперты, не являющиеся специалистами по оценке, не могли отвечать на вопрос о стоимости работ. «На это же указывал на следствии и представитель потерпевшего, который не был согласен с выводами экспертизы и ходатайствовал о проведении повторной, в чем ему было отказано», — рассказал Business FM адвокат Артура Контрабаева Андрей Бастраков.

Юридическое сообщество всерьез обеспокоено сложившейся ситуацией. Так, адвокат Алексей Михальчик считает вопрос квалификации экспертов, привлекаемых следствием, одной из трех наиболее острых проблем российского судопроизводства. Он отмечает, что в нашей стране нередко происходят ситуации, когда к проведению следственных экспертиз привлекают специалистов, чья научная база не имеет прямого отношения к делу. Проведение лингвистической экспертизы, например, могут поручить математикам и историкам, у которых в лучшем случае есть некое свидетельство о прохождении курсов повышения квалификации.

Адвокаты сходятся во мнении, что нечто подобное и произошло в деле Контрабаева и Черноусова. И заявляют: необходимо провести независимую компьютерно-техническую экспертизу.

По пунктам

Следствие настаивает, что условия госконтракта не были исполнены, и вместо новой программы в тульских больницах установили IT-продукт, которому уже более 15 лет. Речь идет о том, что под видом РИСЗ регион получил один из модулей медицинской информационной системы (МИС) «Инфоклиника» — «Электронная регистратура».

Однако если все-таки открыть техническое задание, то все встанет на свои места. В пункте 5.1 документа прямо прописано, что в первую очередь в рамках исполнения государственного контракта ООО «Смарт Дельта Системс» должна была поставить и развернуть МИС «Инфоклиника». И уже после этого адаптировать ее под нужды Тульской области, согласно технического задания к контракту : внедрить прикладное программное обеспечение и внешние системы.

Некоторые из них, в частности систему управления базами данных и модуль для цифровизации рентгеновских снимков, исполнитель приобретал у сторонних организаций, на что ушло порядка 6,3 миллиона рублей.

Еще один важный аспект: лицензионный договор изначально подразумевает, что право на использование информационной системы должно быть подтверждено регистрацией в Роспатенте. Если бы МИС не была зарегистрирована, это стало бы серьезным основанием для претензий со стороны заказчика и нарушением контракта.

«МИС должна была быть поставлена. Получается, что вместо исполнения контракта я исполнил контракт. А это то, в чем меня обвиняют и следствие, и журналисты», — сказал Алексей Черноусов в ходе одного из судебных заседаний.

В контракте, согласно которого следствие выдвинуло обвинение, в пункте 9 задания «Организация и этапы выполнения работ» четко прописано, когда, в каких объемах и в каких медицинских учреждениях должны были появиться РИСЗ:

На первом этапе систему должны были установить только в одном медучреждении.
На втором этапе еще в 81 лечебном учреждении Тульской области необходимо было внедрить электронную запись на прием.

На третьем этапе во всех обозначенных 82 поликлиниках электронная запись должна была быть внедрена в промышленную эксплуатацию. А в двух больницах региона РИСЗ должна быть внедрена в расширенном объеме с включением 7 дополнительных модулей (в их числе «Стационар», радиологическая система и прочее).
Эти работы исполнитель проводил в сравнительно небольшом объеме: количество подключенных к системе рабочих мест варьировалось от 1-2 до 20 в зависимости от медучреждения. Все остальные работы в целях экономии бюджетных средств Тульская область планировала проводить собственными силами.

В пункте 16 того же документа указано, что гарантийный срок на выполненные работы должен был составлять 12 месяцев. Однако «Смарт Дельта Системс» увеличила его до полутора лет. А это напрямую говорит о добросовестном отношении исполнителя к делу и о том, что он был настроен на долгосрочные взаимоотношения с заказчиком.

Еще один важный пункт задания, 18-й, имеет прямое отношение к сути предъявляемых следствием обвинений. В нем указано, что права на РИСЗ передаются заказчику в соответствии с российским законодательством. То есть, Тульская область, прописывая этот пункт госконтракта, не запрашивала исключительных прав на интеллектуальную собственность.

Таким образом, даже поверхностный анализ технического задания показывает: контракт был исполнен.

Выше нуля

Следствие по-прежнему считает, что «Смарт Дельта Системс» не сделала абсолютно ничего в рамках госконтракта. Оно опирается на упомянутое экспертное заключение, установившее нулевую стоимость работ исполнителя. Однако это заявление защита считает голословным. И в подтверждение приводит следующие цифры:

Развертывание электронной записи на базе одной поликлиники и проверка ее функционирования стоит порядка 7 миллионов рублей.
Внедрение электронной регистратуры в 82 поликлиниках Тульской области — еще свыше 9 миллионов.
Развертывание полного функционала РИСЗ в двух больницах региона (все 8 модулей) — еще около 13 миллионов рублей.
Кроме того, Черноусов и его фирма взяли на себя дополнительные работы, не предусмотренные контрактом, которые обошлись более чем в 1,5 миллиона рублей. «Смарт Дельта Системс» пошла на это, чтобы возместить ущерб от неисполнения контракта в установленные сроки.

Оценку фактически выполненных работ не проводили. Как утверждает сторона защиты, гособвинитель не опросил по этому поводу ни одного свидетеля. По-видимому, следствие просто включило полную стоимость трех контрактов (напомним, это 68,3 миллиона) в сумму ущерба, не разбираясь, какие пункты были исполнены, а какие — нет.

Не с первого раза

А теперь об участии в этом деле бывшего министра информатизации Тульской области Артура Контрабаева. Следствие уверено, что чиновник обеспечил компании Черноусова конкурентное преимущество в рамках тендера, вступив с бизнесменом в сговор.

Однако «Смарт Дельта Системс» заключила госконтракт не с первого раза.

Изначально в конкурсе на внедрение современных технологий в региональную систему здравоохранения выиграла совсем другая компания. Но спустя всего месяц она отказалась от своих обязательств. Сославшись, по словам защитника Контрабаева Игоря Чернецкого, на то, что «за такие деньги и в такие сроки это невозможно».

Программа цифровизации здравоохранения Тульской области фактически оказалась под угрозой срыва. Пришлось объявлять новый тендер, и вот его-то и выиграла фирма Черноусова.

Контрабаев анализировал стоимость внедрения аналогичных систем в других регионах. Контракт Тульской области оказался самым бюджетным. Однако даже это вызывало претензии со стороны следствия. Защиту этот факт приводит в изумление. В интервью Business FM адвокат Андрей Бастраков заявил: «В чем здесь противозаконность? Для государства же это хорошо, если компания согласилась выполнить работы не за 54 миллиона рублей, а за 30 миллионов». Он также добавил, что СК не отправлял запрос в ФАС, чтобы антимонопольная служба подтвердила или опровергла нарушение закона о конкуренции. Выводы о «явно заниженной цене» обвинение сделало, исходя из собственных убеждений.

Узнать за 7 минут

Показания свидетелей (а их более 200 человек) — еще одна «горячая точка» в этом уголовном деле. Алексей Черноусов, который провел в СИЗО не один месяц, в ходе судебного следствия рассказал о подозрительной идентичности свидетельских показаний. «За семь месяцев у меня была возможность ознакомиться со всеми этими документами. Там я сверял показания и заметил, что вплоть до запятой, до точки с запятой, до абзаца они совпадают. А с какого-то определенного дня они вдруг меняются, и идут еще 10 других протоколов: появляется конкретная фраза, и она появляется везде», — обратил внимание Черноусов.

Причем показания в протоколах допроса и показания, которые те же свидетели дают в рамках судебного процесса, явно отличаются. Защита уверена: люди были напуганы, а их слова — на самом деле слова следователя, которые просто могли быть перепечатаны слово в слово из протокола в протокол.

Одна из свидетельниц в суде заявила: ее опрашивали вовсе не час, как было указано в документах. Ее разговор со следователем на самом деле занял не более семи минут. Все это стало поводом пригласить человека, проводившего допросы, на судебное заседание.

Одно уголовное дело — последствия для нескольких отраслей

Сколько продлится судебный процесс, пока сказать сложно. Из 200 свидетелей за полгода в суде опросили уже более 80 человек. Но уже на данном этапе экспертное сообщество высказывает серьезные опасения о возможных последствиях этой тяжбы.

Их несколько. Первое касается аннулирования всей работы по цифровизации системы здравоохранения Тульской области. Если суд примет сторону обвинения, Черноусов должен будет вернуть все полученные в рамках госконтракта средства и забрать свой программный комплекс. Это может обернуться настоящей катастрофой: работа скорой помощи, COVID-мониторинг, вакцинация, работа реанимационных служб в регионе завязаны на РИСЗ.

Это поставит под удар и цифровизацию всего отечественного здравоохранения. Кандидат юридических наук и адвокат Александр Зорин подчеркивает: «Попытка ревизии в уголовном порядке следователями СК РФ гражданско-правовых отношений фактически успешно реализованного государственного контракта по разработке программ для ЭВМ в отсутствие претензий сторон по мотиву наличия либо отсутствия закрепления интеллектуальных прав в порядке без учета ст. 1298 Гражданского кодекса РФ вызывает озабоченность, поскольку продажа любого программного обеспечения в нашей стране станет очень рискованным делом. Последствия данного процесса для всех планов правительства по цифровизации отечественной экономики имеют серьезную негативную перспективу, ведь все разработчики программного обеспечения в России могут оказаться под статьей УК».

Эксперты видят серьезную проблему в том, что следствие игнорирует существование РИСЗ как таковой. СК мотивирует это тем, что за основу системы исполнитель взял программу, которую разрабатывает с конца 1990-х годов и продолжает непрерывно развивать.

Адвокат Константин Гандеров замечает: по аналогичным основаниям под запрет могут попасть и программы 1С, и антивирусное ПО от компании Касперского. Ведь обычно софт не создают индивидуально под каждого заказчика, а адаптируют уже существующее и хорошо работающее программное обеспечение под потребности клиента. «Таковы законы рынка, по которым работают даже Microsoft», — подчеркивает Гандеров.

Послесловие

Пока РИСЗ, внедренная в Тульской области по контракту 2013 года, по-прежнему работает. Со своими задачами система справляется на отлично и, по оценке федерального Минздрава, считается одной из лучших в стране. В феврале 2021 года Правительство России в очередной раз признало регион одним из лидеров по цифровой зрелости в сфере здравоохранения.

Контрабаев и Черноусов отвечают за это перед судом. Оба сейчас под домашним арестом. Следствие считает, что это необходимо, потому что обвиняемые могут повлиять на свидетелей, уничтожить доказательства или податься в бега. Защита считает такие меры необоснованными и избыточными.

Даже ФСИН ходатайствовал об отмене этой меры пресечения для экс-министра.

Алексей Черноусов просит о том же. Он отвечает за множество госконтрактов в сфере здравоохранения (в той же Тульской области), в рамках которых он должен исполнять свои обязательства. Установленные в отношении него ограничения приводят к проблемам в работе информационных систем в ряде регионов. Его компания обслуживает около 5,5 тысячи медицинских учреждений.

Суд продлил домашний арест фигурантам этого дела до конца марта 2022 года. Мы будем следить за развитием событий. Какое решение примет суд? Ведь от его решения будет зависеть не только судьба экс-чиновника и бизнесмена, но и судьба жителей целого региона в сфере здравоохранения.