Московский активист Геннадий Пирогов называет себя царем Иваном Облачным и регулярно выходит на демонстрации с короной на голове — иногда еще и верхом на белом коне. После задержания с плакатом «Путина в императоры!» Пирогова уже пытались отправить на принудительное лечение, но суд это решение отменил. Теперь Пирогову снова грозит психиатрическая лечебница — его обвинили в призывах к терроризму из-за поста «ВКонтакте», где он рассуждал, как побороть «чертей с автоматами» бутылками со святой водой.
Церковный певчий из подмосковного Домодедово Геннадий Пирогов рассказывает, что публично «троллит власть» уже почти десять лет. В июне 2017 года он, к примеру, приехал на акцию сторонников Алексея Навального на взятом в аренду белом коне. Активист тоже был весь в белом, с короной на голове, поверх вышиванки накидка из искусственного меха, в руках табличка «Я здесь власть!». На публике Пирогов нередко появляется в образе «оппозиционного царя Ивана Облачного, преемника Николая II», он говорит, что этот персонаж — «наполовину шутка, наполовину манифест».
«Это как, помните, Владимир Зеленский сыграл в сериале "Слуга народа", — объясняет Пирогов. — Тогда Зеленский очень успешно сыграл президента, а потом реально выиграл выборы. Вот я примерно то же самое решил сделать. Фантазировал, вызывал на дебаты всяких политиков в полушутку и обосновывал свою позицию».
В тот день Ивана Облачного и его коня полицейские не пропустили через рамки металлоискателя, но и задерживать не стали. Через пару месяцев Пирогов на том же коне приехал на Пушкинскую площадь в Москве — и там протестовал уже против выхода фильма «Матильда» Алексея Учителя. Сидя на лошади с табличкой «Стоп Матильда», одетый в арендованный у кинокомпании белый китель активист с удовольствием позировал фотографам.
Когда на акции «Он нам не царь!» в мае 2018-го Пирогов в короне давал интервью, активиста все-таки схватили силовики — в автозак его потащили на фразе «Навальный — лидер всемирного заговора». В тот раз, по словам активиста, суд оштрафовал его на 15 тысяч рублей за участие в несанкционированной акции.
Но в первый раз Пирогов задержали еще раньше, накануне президентских выборов в марте 2018 года. «Голосуйте за Путина, за стабильность! — обращался он к прохожим на Манежной площади, стоя босиком в сугробе с табличкой "Путина в императоры!" в руках . — Приходите на выборы! Будет празднично: карусели, клоунады. Живем хорошо, а будем жить еще лучше!».
На видео, снятом на том пикете, мимо проходит пожилой мужчина в кепке. «Пошел ты, козел!» — рявкает он, глядя на Пирогова в костюме царя.
После задержания активист сообщил «ОВД-Инфо», что его везут в психиатрическую больницу. По словам Пирогова, в Московской областной психиатрической больнице у него отобрали телефон и предложили подписать документ о соглашении на лечение. После отказа принимать лекарства и подписывать бумаги его привязали к кровати и сделали укол насильно.
«Я не ругался, не скандалил, просто сказал, что отказываюсь принимать лекарства, — вспоминает Пирогов. — Когда сделали укол, я надолго вырубился и проснулся уже непривязанным. Тогда я понял, что качать права бесполезно».
21 марта 2018-го Савеловский районный суд отправил его на принудительное психиатрическое лечение. Активист провел в больнице три недели, там, по его словам, поставили диагноз «острое полиморфное психотическое расстройство».
«После выписки таблетки сказали пить месяца три, но ни к психиатру, ни на учет вставать не рекомендовали, — говорит Пирогов. — Да я, если честно, и не пил их — я себя больным не считаю».
В июле Мосгорсуд признал решение о принудительной госпитализации незаконным. «Прокурор в суде говорила, что в нашей стране не запрещено протестовать таким способом и человека нельзя поместить в психиатрическую больницу за протест. Да, Пирогов надел костюм царя, но быть смешным — не значит быть опасным», — говорит представлявший его интересы в суде юрист правозащитного центра «Мемориал» Константин Бойков.
Сам 43-летний Пирогов называет себя «юродивым», ведь «они на Руси всегда делали странные вещи, но всегда с глубоким смыслом». «Пусть думают, что я шизофреник, — говорит он, — но я не опасен для общества и ничего плохого сделать не могу».
«Заливаем в бутылки святую воду, затыкаем тряпкой, используем против чертей»
Но полгода назад Геннадий Пирогов стал обвиняемым уже по уголовному делу — об оправдании терроризма (часть 2 статьи 205.2). Дело возбудили в мае 2020-го, но обыск дома у Пирогова и его жены прошел еще до этого — в пять утра 3 октября 2019 года.
«Положили меня лицом в пол, связали руки хомутами, адвокату позвонить не дали», — вспоминает то утро Пирогов, которому только через несколько часов на допросе объяснили причину визита силовиков. Оказалось, что причиной обыска стал пост «ВКонтакте», который активист опубликовал еще в октябре 2017-го и ко времени обыска давно удалил.
По версии следствия, тогда Пирогов разместил у себя на странице текстовый файл под названием «REVANSH», в котором провозгласил себя «царем России» и призвал захватить власть в стране силовым путем.
Сам активист во время следствия вину формально признал, но говорит, что с показаниями свидетелей и материалами дела категорически не согласен. Он вспоминает, что прикрепил к этому текстовому файлу два изображения императора Николая II и вместе опубликовал их во «ВКонтакте». На одном из фото была дата 5.11.2017.
Через три недели кто-то из знакомых предупредил его о возможных проблемах с законом, говорит Пирогов, поэтому он удалил сначала пост, а затем и весь аккаунт. По словам активиста, он всегда избегал слова «революция» в своих соцсетях и «аккуратно подбирал формулировки во всех публикациях».
«В удаленном из "ВКонтакте" посте я технически рассказывал, как начать так называемый "царский реванш", — говорит Пирогов. — В том тексте я написал: "Заливаем в бутылки святую воду, затыкаем тряпкой, используем против чертей с автоматами, которые стоят около входа в Останкино. Черти боятся святой воды. Таким образом свергаем бесовский политический режим"».
ФСБ же посчитала это призывом к изготовлению коктейлей Молотова. Судя по материалам дела, пост сотрудники спецслужбы осмотрели почти сразу после публикации: еще 12 октября 2017 года сотрудник ФСБ по фамилии Чертов пригласил к участию в оперативно-розыскных мероприятиях двух свидетельниц. Одна из них «проходила возле здания ФСБ России» и согласилась помочь, «так как не была особо занята».
Когда им показали страницы Пирогова во «ВКонтакте», обе свидетельницы признали, что опубликованный текст содержит «призывы к осуществлению террористической деятельности, направленной на насильственное свержение конституционного строя».
Активист категорически не согласен и с показаниями еще одного свидетеля, который якобы наткнулся на его страницу, когда «искал своего знакомого по имени Гена Пирогов». В материалах дела реакция свидетеля на обнаруженное описана так: «Чем дальше он читал, тем больше убеждался, что человек призывает осуществить захват зданий органов государственной власти в Москве и описывает способы изготовления самодельного оружия, в том числе "коктейлей Молотова"».
Сам Пирогов настаивает, что в тексте нет рецепта изготовления коктейля Молотова: «Я знаю, как он делается, но не стал бы это публиковать. Это была аллюзия, а они усмотрели сходство».
«Лучше в больницу, чем в колонию»
В стриме на своем ютуб-канале «Царь Иван Облачный» Пирогов говорит, что называет «чертями» всех, кто защищает существующую власть: «Я пришел к выводу, что эта власть — от лукавого, это сатанинская власть. И все, кто ее защищает — это черти, демоны, бесы. А черти, демоны и бесы очень боятся святой воды, елея и кадила. Ну, это логично».
Своему адвокату по назначению Пирогов не доверяет, называя его «другом следователя». Этот вывод активист сделал после того, как следователь представил ему защитника у себя в кабинете на одном из допросов — сам он с адвокатом Гаджи Сулеймановым ни разу не разговаривал. Кроме того, Пирогова не устраивает, что адвокат, как сказано в материалах следствия, «не имеет доводов об оспаривании оснований» для его принудительного лечения.
После того как в начале ноября дело передали в Домодедовский городской суд, активист обратился за помощью в правозащитную группу «Агора» — теперь его интересы будет представлять адвокат Ильнур Шарапов. Дата первого судебного заседания еще не назначена.
Вероятно, в суде гособвинение попросит суд направить активиста на принудительное лечение.
На судебно-психиатрическую экспертизу в московскую больницу №2 имени Яковенко суд отправил Пирогова еще в июле 2020 года. Результаты обследования активист получил в ноябре, вместе с постановлением от следователя о направлении уголовного дела в суд. В документах сказано, что Пирогову требуется принудительное лечение, так как у него хроническое шизотипическое расстройство личности и он опасен для общества. По мнению экспертов, болезнь лишает его «возможности осознавать общественную опасность своих действий и руководить ими».
«Лучше в больницу, чем в колонию», — успокаивает себя Пирогов, но признается, что очень боится долгосрочной госпитализации. Те же опасения и у юриста «Мемориала» Константина Бойкова. В прошлом психиатр, он считает, что специалистам следует рассмотреть возможность лечения дома.
Бойков уверен: «Если Пирогову и требуется психиатрическая помощь, лично я не вижу принципиальной необходимости лечить его в больнице, а не амбулаторно».