Условия торгов
Электронные торги пройдут на повышение на площадке «Фабрикант» 26 июня, а заявки принимаются до 17 июня, пишет «Интерфакс» со ссылкой на заявление «Траста». В лот входит АО «Точка» и все его дочерние структуры.
Сейчас у «Траста» — 90% акций «Точки». Еще 9,9% принадлежат владельцам Группы S7 — семье Филевых. О том, что они стали миноритарными акционерами «Точки», сообщалось в марте этого года. Ранее эта доля принадлежала основателям проекта Борису Дьякову и Эдуарду Пантелееву.
Начальная цена лота составит 22,7 млрд рублей. Таким образом, весь банк оценен в 25,2 млрд рублей.
Основные претенденты;
В связи с тем, что семья Филевых приобрела миноритарный пакет акций «Точки», это может дать ей право приоритетного приобретения остальной доли, писал «Коммерсант» со ссылкой на устав банка. Так, владельцем 9,9% «Точки» стала компания Invest finance LLC, принадлежащая Татьяне Филевой.
При этом на актив «Траста» есть еще несколько крупных претендентов. В их числе — Альфа-Банк, Совкомбанк, «Уралсиб», Qiwi и «Яндекс». Но главным из них называют «Тинькофф».
В разговоре с «Компанией» независимый эксперт финансового рынка Андрей Бархота отмечает, что покупка доли в «Точки» структурой Филевых еще не означает их заинтересованности в приобретении всего банка. Он напоминает, что Филевы владеют крупной авиагруппой и прежде не высказывали амбиций в области банковского сектора. Эта покупка, скорее всего, — финансовая инвестиция в компанию, которая показывает хорошую прибыль, добавляет собеседник.
«Точка» — цифровой банк, работающий с предпринимателями. Его капитал составляет 3,6 млрд рублей.
По итогам 2022 года чистая прибыль АО «Точка» по РСБУ составила 6,2 млрд рублей. По сравнению с предыдущим годом показатель вырос в 2,2 раза.
За первые два месяца этого года прибыль банка, по данным «Траста», достигла 1,1 млрд рублей.
Кроме того, в январе 2023 года ЦБ выдал «Точке» универсальную банковскую лицензию: то есть из финтех-проекта она превратилась в полноценную кредитную организацию, говорит Бархота. Теперь «Точка» может не только работать с клиентами из малого и среднего бизнеса, но и, например, привлекать и размещать с последующей выгодой депозиты.
«Когда это случилось, все гадали, зачем банковская лицензия “Точке”. “Траст” продает банк и заинтересован в том, чтобы продать ее подороже. Для этого нужно расширить пул претендентов на банк, и получение этой лицензии как раз этому способствует. Сейчас банк интересен не только крупным игрокам сектора, но и небанковским струтурам. Тот же “Яндекс”, например, может использовать его как свой расчетный банк», — добавил собеседник.
Владельцы S7 стали миноритарными акционерами «Точки», но сделают ли они следующий шаг и воспользуются ли приоритетным правом покупки, неясно, соглашается финансовый аналитик, кандидат экономических наук Михаил Беляев. «Это зависит и от внешних обстоятельств (например, экономической обстановки), и от общего понимания, нужен ли им банк как таковой», — добавляет он.
По мнению Бархоты, всерьез бороться за актив все же будут банковские структуры. «Я сомневаюсь, что семья Филевых — это главный претендент. [Чтобы выиграть аукцион], нужно повышать оценку, а чтобы участвовать в нем, еще нужно прежде подтвердить свое финансовое положение. Сейчас их задача, скорее, — продать свою долю новому инвестору с максимальной выгодой», — сказал собеседник.