Минэнерго внесло в правительство законопроект «О магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов». Он разрабатывался по поручению президента России Владимира Путина
. Цель проекта – кодифицировать многочисленные законодательные акты и устранить пробелы в законодательстве, следует из пояснительной записки. «Ведомости» ознакомились с обоими документами. Их подлинность подтвердили федеральный чиновник и источник в одной из нефтяных компаний.
Законопроект определяет правила подключения к трубопроводам, принципы формирования тарифов, инвестиционной политики, земельных отношений при прокладке труб и проч. В нем говорится, что владельцем магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов является оператор. Сейчас это «Транснефть». При этом транспортировка осуществляется по не используемому сейчас принципу «качай или плати». Его «Транснефть» предлагает уже давно.
Замечания по законопроекту есть, больше всего их у «Роснефти», сообщил в пятницу РБК. Госкомпания против принципа «качай или плати». Этот пункт в законопроекте ставит «Транснефть» в привилегированное положение, так как перекладывает на нефтяные компании риски изменения ситуации на рынке, влияния санкций на планы по добыче и переработке, следует из письма первого вице-президента компании Павла Федорова замминистра юстиции Михаилу Гальперину (с его содержанием ознакомились «Ведомости»).
«Транснефть» стала заложницей нефтяных компаний в проектах Заполярье – Пурпе и Куюмба – Тайшет. Компания построила трубы, но нефтяники не обеспечили тот уровень прокачки сырья с новых месторождений, который позволил бы окупить затраты, говорит аналитик «Атона» Александр Корнилов. Нефтяники, в свою очередь, сократили инвестиции в отдельные новые месторождения и сдвинули сроки их запуска после падения цен на нефть. С другой стороны, принцип «качай или плати» является для нефтяников кабальным условием в случае резкого ухудшения макроэкономической конъюнктуры, что и произошло в 2014 г. после обвала цен на нефть, добавил Корнилов.
Предложение закрепить за «Транснефтью» все магистральные нефтепроводы не устраивает «Газпром нефть», сообщил РБК. Недовольна этим пунктом и «Роснефть», уверяет представитель «Транснефти». На магистральные трубопроводы распространяются налоговые льготы, говорит он. Но этот статус обязывает предоставлять право доступа любым лицам к инфраструктуре, к тому же тариф будет регулироваться государством, напоминает представитель «Транснефти».
По данным РБК, «Газпром нефть» просит дать возможность оспаривать в суде размер штрафов «Транснефти» за не сданную вовремя в систему нефть. Экспортная труба сделает бизнес нефтяников более диверсифицированным и застрахованным от разных рисков, говорит управляющий партнер юридической компании Art de Lex Дмитрий Магоня. Но на этот сектор могут повлиять новые санкции США, одобренные на прошлой неделе. Президент страны получит возможность вводить санкции в отношении тех, кто разово инвестировал от $1 млн в строительство Россией экспортных трубопроводов или предоставил оборудование, технологии и услуги. Санкции распространяются на компании под американской юрисдикцией, добавил Магоня.
Навеки с государством
Законопроект устанавливает, что доля государства в уставном капитале оператора магистральных трубопроводов должна быть не менее 75%. Ровно такой пакет у правительства сейчас в «Транснефти», остальное приходится на привилегированные акции.
«Роснефть» также не согласна с закреплением в законе существующей сейчас практики долгосрочных тарифов, следует из письма Федорова. Такой тариф утверждается ФАС на основании соглашения между «Транснефтью» и грузоотправителем для строительства или модернизации трубопровода. «При этом право собственности на построенный фактически за счет грузоотправителя нефтепровод переходит к «Транснефти» без какой-либо встречной компенсации затрат», – пишет Федоров.
Как показывает практика, компании в большинстве случаев сами предпочитают работать с «Транснефтью» – так они не несут риска строительства опасных производственных объектов, избегают бюрократических процедур, парирует представитель «Транснефти».
«Роснефть» также не согласна с тем, что тариф будет зависеть от дивидендов «Транснефти». Дивиденды – величина, производная от прибыли, характеризующая эффективность деятельности компании, пишет Федоров. Зависимость тарифа от прибыли дестимулирует «Транснефть» к оптимизации расходов и повышению эффективности деятельности, считает он.
«Татнефть» предлагает запретить монополии торговать нефтью и нефтепродуктами, а также отказывать нефтяникам в праве прокачивать нефть по трубам из-за ее несоответствия нормам качества. «ЛУКОЙЛ» тоже считает, что законопроект необходимо доработать, говорит сотрудник компании. Конкретики он не приводит.
«Часть прописанных в законопроекте норм избыточны, поскольку они уже регулируются правительством», – говорит представитель Минэкономразвития. Его сотрудник добавляет, что к законопроекту есть замечания, но при их учете министерство готово поддержать документ.
ФАС же считает, что в законе нет необходимости, все вопросы уже урегулированы действующим законодательством, сказал представитель службы. Его коллеги из «Роснефти», «ЛУКОЙЛа», «Газпром нефти» и «Татнефти» в воскресенье не ответили на запросы «Ведомостей». Минэнерго продолжает работу над законопроектом, сказал его представитель.