«Политический дайджест ПП» Главное за неделю.
На минувшей неделе стабилизировалась ситуация в ранее охваченном массовыми протестами Казахстане. О стабилизации ситуации стало понятно после заявления президента этой страны Касым-Жомарта Токаева о завершении миссии и выводе миротворческих сил государствами входящими в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Это заявление, надо полагать, прозвучало вовремя, не позволив стране перейти на новый и вполне вероятный виток противостояния (Токаеву удалось не только не потерять власть, но и укрепить ее, наведя «конституционный порядок» при поддержке внешних сил).
В настоящее время, все произошедшее в Казахстане характеризуется, как попытка государственного переворота, хотя изначально Токаев указывал, что продолжавшиеся несколько дней массовые протесты, являются актом «внешней агрессии» с участием «террористических банд», что собственно и послужило формальным поводом для ввода миротворческих сил. Однако, на сегодняшний день все еще невозможно с точностью утверждать, что же все-таки случилось в соседнем государстве, наблюдатели до сих пор не пришли к единому мнению относительно характера произошедших в стране событий, где в одном сюжете оказалось переплетено и противостояние жузо-клановых групп, и сценарий «цветной революции», и государственная измена в силовом блоке.
По официальным данным в ходе «январских событий» в Казахстане погибло 225 человек, пострадало еще 4,5 тыс. человек. Очевидно, что такова цена за окончательное наступление «пост-назарбаевской эпохи» в Казахстане и активную «де-назарбаевизацию», которая началась со сноса памятника бывшему президенту страны Нурсултану Назарбаеву, а заканчивается разгромом сформировавшихся при нем финансово-промышленных групп (ФПГ) и требованием вернуть столице страны название Астана (сейчас Нур-Султан), а также переименовать все центральные проспекты носящие фамилию Назарбаева в регионах (ранее казалось, что подобная ревизия наследия Назарбаева в Казахстане невозможна). При этом, о судьбе самого Назарбаева, который не появлялся на публике с 28 декабря еще 2021 года и его многочисленных родственников, которые вероятнее всего покинули страну, по-прежнему, достоверно ничего неизвестно.
После двух лет президентства, Токаев вступил в самостоятельное «правление на крови», чем лишний раз усилил антитранзитные настроения на постсоветском пространстве, в первую очередь в России.
К другим новостям недели:
-рост цен на продовольственном рынке и инфляция (по данным «Росстата» только за первые не полные первые две недели нового 2022 года инфляция уже успела составить 0,56%, в то время как наблюдатели говорят о более существенным росте стоимости продуктов питания) остается первостепенной проблемой российских граждан и в новом году, и становится вызовом для всей аппаратно-управленческой вертикали власти;
-сразу несколько глав регионов могут досрочно уйти в отставку. Потенциальный губернаторопад вероятно не будет носить масштабного характера, но затронет главу Оренбургской области Дениса Паслера (ранее отмечалось, что Паслер обладает крайне низкими управленческими качествами и не так давно указом главы государства он даже был исключен из состава Госсовета), главу Республики Карелия Артура Парфенчикова (считается, что Парфенчиков не оправдал ожиданий внутриполитического блока Кремля, а его переизбрание в 2022 году может стать слишком сложной политтехнологической задачей) и губернатора Свердловской области
Евгения Куйвашева (отмечается, что Куйвашев теряет аппаратный вес на фоне межэлитных конфликтов в регионе).