По сообщениям СМИ сын зампредседателя Шестого кассационного суда Радика Габдуллина замешан в «пьяной драке» и якобы дружит с родственником лидера ОПГ «Борисково». В свою очередь, как уже писала «Версия», зампред Верховного суда Республики Татарстан Максим Беляев может быть связан с другими не менее «авторитетными» людьми. Что же происходит в судебной власти Татарстана и почему никто не видит пугающую картину целиком?
Мы продолжаем наблюдать за крайне любопытной историей выборов председателя Верховного суда Татарстана. Как известно, в мае прошлого года эту должность оставил Ильгиз Гилазов. В июле он возглавил Конституционный суд республики. Еще в ноябре 2022 г. Высшая квалификационная коллегия судей России (ВККС) объявила прием документов от кандидатов на должность председателя Верховного суда.
Среди претендентов оказался зампредседателя Шестого кассационного суда Радик Габдуллин. В феврале 2023-го ВККС остановила выбор на нем. В сентябре окончательное решение должна была принять кадровая комиссия при президенте, но перед заседанием тот взял самоотвод.
В ноябре прошлого года ВККС объявила новый конкурс, а Габдуллин снова выдвинулся в председатели ВС Татарстана. Депутат Госдумы Александр Хинштейн, который внимательно следит за ситуацией вокруг конкурса, назвал ее «уникальной». Мы позволим себе сказать, что она уникальна вдвойне. Впрочем, обо всем по порядку.
Бывший следователь со связями
Еще одним кандидатом в председатели Верховного суда республики является зампредседателя ВС Татарстана по уголовным делам Максим Беляев. В январе с.г. у него заканчивается второй срок полномочий и кому-то явно кажется, что ему очень нужно занять место, освободившееся после ухода Гилазова. Вот только кому?
Беляев преподает на юридических факультетах КАИ и КФУ, а также состоит в попечительском совете последнего. Между тем в состав руководства совета входят владельцы крупных компаний и видные чиновники Татарстана. Деятельность многих из них предполагает участие в резонансных судебных процессах, а кое-кого из членов республиканской элиты даже привлекают к уголовной ответственности. Для них иметь своего человека во главе высшей судебной инстанции региона – бесценно.
Кроме того, известно, что Максим Беляев участвовал в мероприятиях и проектах Совета Европы, в том числе – в программе обучения российских юристов Help in Russia. Некоторые интернет-ресурсы называли нынешнего зампреда ВС РТ координатором этой программы в нашей стране. Соответственно, круг интересантов в повышении его статуса в судебной системе может оказаться куда шире…
В декабре мы уже задались несколькими вопросами о биографии Беляева. Он известен не только своей стремительной карьерой, но и тем, что пишет книги по истории местного криминалитета.
Максим Беляев – бывший следователь. Насколько можно судить, высшее образование он получил заочно, а в правоохранительные органы попал, не пройдя срочную службу в армии. В своей карьере мог использовать политические связи своей матери Сарии Беляевой, связанной с руководителем аппарата администрации Казани Луизой Космылиной.
Несмотря на то, что Беляев прослужил зампредом Верховного суда Татарстана 12 лет, нам удалось найти лишь 8 дел, которые он рассмотрел за это время. В среднем, получается, – одно дело за полтора года!
Отец Максима Беляева – завкафедрой социологии, политологии и менеджмента в Казанском авиационном институте. В городе считают, что он придерживается прозападных либеральных взглядов. Их, очевидно, исповедует и его сын Максим, кстати, ведущий преподавательскую деятельность в КАИ и Казанском Федеральном университете. Но не это главное в личности Беляева-младшего.
Самый интригующий вопрос, который мы задавали, заключается в следующем: принадлежит ли самому Максиму Беляеву инициатива выдвинуть кандидатуру на должность главы ВС РТ? Не секрет, что ряд предпринимателей, имевших в 1990-е связь, в том числе с известной в Татарстане ОПГ «Драконы», продолжают заниматься бизнесом и влиять на события в регионе. Провести своего человека на должность главного судьи в регионе может до сих пор остаться их логичной целью.
В этой связи мы не можем не повторить вопрос, которым задавались в предыдущей статье. Все ли перелеты и рестораны Максиму Беляеву удается втиснуть в бюджет, или тут не обходится без депутата Госсовета РТ Дмитрия Самаренкина? Стоит напомнить читателю и о версии о том, что во время пандемии Covid-19 в сентябре 2020 года крупного судейского чиновника из Татарстана госпитализировали в дорогую частную клинику, куда он было доставлен чуть ли не на частном самолете.
На фоне рассказанного выше удивляет отсутствие внимания к личности Беляева. Времена, когда важные посты распределялись между ставленниками «авторитетных» людей, казалось бы, давно ушли. Но, может быть, после оглушительного успеха сериала «Слово пацана», в Казани хотят продемонстрировать обратное?