Российский сотовый оператор Tele2 отказался от иска к российской «дочке» финского производителя телекомоборудования Nokia ООО «Нокиа солюшнз энд нетворкс» (НСН). Арбитражный суд Москвы принял отказ и прекратил производство по делу 14 марта, передает корреспондент «Ведомостей» из зала суда.
Представитель Tele2 отказался пояснить «Ведомостям», с чем связан отказ от иска к НСН и на каких условиях стороны урегулировали спор.
В мае 2022 г. Tele2 подала иск к российской «дочке» финской Nokia с требованием взыскать 478 млн руб. Иск был связан с отказом НСН исполнять контракт на поставку оборудования, писал «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу оператора. При этом Nokia начала нарушать условия исполнения контракта еще до введения антироссийских санкций, уточняли в телекомкомпании.
Tele2 добивалась ареста счетов ответчика в размере 8 млн евро и $2613 в качестве обеспечительных мер, но суд отклонил это ходатайство, следует из картотеки арбитражных дел. Но уже в ноябре 2022 г. истец заявлял ходатайство об отложении судебного заседания «в связи с возможностью заключения мирового соглашения».
В апреле 2022 г. Nokia объявила об уходе с российского рынка. Она прекратила поставки телекомоборудования в страну, остановила новый бизнес и перенесла научно-исследовательскую деятельность за пределы России. В 2021 г. на долю России пришлось менее 2% чистых продаж Nokia. Корпорация оценила резерв, связанный с прекращением деятельности в РФ, примерно в 100 млн евро.
Nokia выделила техподдержку в отдельное российское юрлицо, чтобы обеспечивать работу ранее установленного оборудования в РФ после вступившего в силу восьмого санкционного пакета ЕС, писли «Ведомости» 30 января. Пакет запрещал установку оборудования российским компаниям, настройку сетей и внедрение программного обеспечения (ПО), ремонт и обслуживание.
В июне 2019 г. Tele2 и Nokia заключили пятилетний контракт на установку 35 000 базовых станций для сетей 2G, 3G, 4G в 41 регионе РФ. Проект должен был позволить оператору модернизировать сеть из-за активного роста трафика и подготовить инфраструктуру к внедрению 5G, говорилось в пресс-релизе российской компании.
С учетом обстоятельств спора, а также судебной практики, вероятнее всего, стороны долгое время вели переговоры о возможности и условиях урегулирования спора во внесудебном порядке, обращает внимание управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин.
Причиной прекращения дела могли явиться договоренности между истцом и ответчиком, соглашается главный юрисконсульт практики разрешения споров юридической компании ЭБР Ирина Андросенко. По ее убеждению, условия соглашения Tele2 и Nokia вряд ли получится увидеть в виде мирового соглашения, утвержденного определением суда. Это связано с тем, что предмет соглашения сторон спора конфиденциален, а истец в судебном заседании заявил только об отказе от иска, который в итоге и был принят. Поскольку у Tele2 имеются споры с другими вендорами, публиковать условия своего соглашения с Nokia невыгодно, подчеркивает юрист.
Вероятнее всего, в иске шла речь о сотнях базовых станций по ранее заключенному контракту и Nokia согласилась поставить их Tele2, предположил гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Не исключено, что речь шла о базовых станциях в рамках соглашения 2019 г., допускает аналитик.
Nokia в последнее время вела переговоры с властями ЕС о разрешении на выдачу экспортных лицензий на поставку определенных моделей телекомоборудования российским операторам, в том числе Tele2, по заключенным еще до СВО контрактам и в конце концов разрешение было получено, сообщил источник «Ведомостей» в госорганах. Это своего рода «дембельский аккорд», сделанный для того, чтобы выполнить все свои обязательства перед российскими телекомкомпаниями и «закрыть на ключ» офис Nokia в России, пояснил он. По словам собеседника, оборудование в Россию может быть поставлено до конца весны.
По данным Telecom Daily, Tele2 строила сеть одной из последних и в 2021 г. оператор лидировал по темпам ввода в эксплуатацию базовых станций. Учитывая, что качество сетей на уровне, то до 2025 г., когда должно появиться отечественное телекомоборудование, текущих запасов вполне хватит, говорит Кусков.
Обязательства российской «дочки» Nokia как в части поставок оборудования, так и в части погашения долга могут быть переданы де-юре не аффилированной с финской компанией организации, для которой санкционные риски значительно ниже, допустил Федюкин.
В прошлом году Nokia и Ericsson получали экспортные лицензии, которые могли бы позволить им сохранить легальную работу по лицензированию уже установленного оборудования и ПО, но без непосредственного ведения бизнеса – без продаж и поставок нового оборудования и ПО, говорит Александр Сиволобов, заместитель руководителя Центра компетенций НТИ на базе «Сколтеха» по технологиям беспроводной связи и интернета вещей. Это могло бы поддержать работоспособность сетей. По его мнению, последствия судебного преследования финского вендора могут негативно сказаться на его способности сохранять пусть и минимальное, но ценное для операторов присутствие в России в форме поддержки обновления лицензий.