Сообщения об эмиграции Ксении Собчак оказались преувеличением, о чем не преминула заявить сама телеведущая. И дело не только в нежелании Собчак покинуть страну, но и в ее контрактных обязательствах. Телеведущая должна еще отыграть несколько спектаклей в Театре наций. Как выяснили «Известия», Собчак причитается за ее первую театральную роль — в спектакле «Женитьба» — в общей сложности 362 тыс. рублей. Это больше, чем гонорары опытных актеров театра и кино, играющих в той же постановке. Среди тех, кого Собчак обошла по гонорарам, Анна Уколова (в целом 312 тыс. рублей), Олег Комаров (195 тыс. рублей), Анна Галинова (270 тыс. рублей). По гонорару с Собчак в спектакле сравнялись только ее муж Максим Виторган, а также Виталий Хаев.
Эти сведения размещены на сайте госзакупок — zakupki.gov.ru. Театр, будучи федеральным государственным бюджетным учреждением, вынужден размещать подобные извещения о закупке у единственного поставщика под свои спектакли, так как у него нет своей постоянной труппы. Он подведомственен Министерству культуры РФ и финансируется из бюджета. Например, в сентябре 2011 года художественный руководитель театра Евгений Миронов говорил на встрече с Владимиром Путиным
(состоялась в рамках реконструкции Театра наций), что его организация получает из федерального бюджета 50 млн рублей в год. По данным из плана-графика госзакупок Театра наций на 2015 год, общий бюджет закупок театра тоже составляет около 50 млн рублей. Есть у Театра наций и спонсоры, среди которых Сбербанк и производитель часов Breguet (входит в Swatch Group). В Сбербанке от комментариев отказались, в Swatch не успели оперативно ответить.
В пресс-службе Минкультуры подтвердили, что Театр наций «планово убыточен», в 2014 году объем субсидий на выполнение госзадания ему составил 316,8 млн рублей, в 2015-м — 276,6 млн рублей.
Первые процедуры закупок по труппе на «Женитьбу», по 51,7 тыс. рублей, проводились в декабре 2014 года и, по всей видимости, являются вознаграждением за репетиции. В феврале заключались окончательные контракты (см. инфографику выше). Из материалов сайта госзакупок следует, что они рассчитаны до августа, но режиссер спектакля «Женитьба» Филипп Григорьян сказал «Известиям», что летом спектаклей не будет.
— В июле и августе никто ничего не играет, а контракт может быть разорван в любой момент по согласию сторон, — говорит режиссер. — Актеров мы подбирали по-разному. Кого-то ты знаешь, кого-то ты видел. До этого из тех, кто приглашен в спектакль, я работал только с Анной Галиновой. Ксению Собчак мы тоже самостоятельно решили взять. Можно сказать, в качестве эксперимента. Спектакль непростой, и он будет меняться, команда тоже будет меняться — из актеров кто-то может заболеть, у кого-то сменятся жизненные обстоятельства.
Собчак можно назвать поклонницей Григорьяна, лауреата госпремии «Золотая маска». В профилях телеведущей в соцсетях можно найти благодарности Григорьяну за постановку «Шекспир. Лабиринт».
Как сообщили в Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ), при закупке у единственного поставщика (которая и проводилась с актерами театра) поставщикам-актерам требуется подписать только бумажный контракт, никаких действий в системе госзакупок им предпринимать не нужно. Копия контракта после его завершения должна быть выложена на сайте госзакупок, формально они заключены до 31 августа. Что касается уплаты 13% подоходного налога и 30% страховых взносов, то Театр наций сам вычтет 13% из гонорара из оговоренной суммы и направит в Федеральную налоговую службу (ФНС), а взносы в Пенсионный фонд России перечислит уже сверх суммы, из своего фонда оплаты труда, добавил эксперт НАИЗ Алексей Бекташев.
Согласно афише на сайте Театра наций, в марте состоялось два спектакля «Женитьба» (4 и 14 марта), на апрель запланировано три. В мае эту пьесу играть не будут — в кассе сообщили, что с 10 мая по 16 июня спектаклей не будет и дальше афиша не версталась. Представитель Театра наций Юлия Гирба отметила, что каждый режиссер самостоятельно набирает актеров и проводит прослушивание, гонорары артистов устанавливаются в договорном порядке между театром и самим артистом; оплачиваются артистам и репетиции. От дальнейших комментариев Гирба отказалась.
Эта постановка — театральный дебют для Ксении Собчак. До этого она снималась только в телешоу и малобюджетных комедиях (на ее счету роли второго плана в фильмах «Ржевский против Наполеона», «Самый лучший фильм», «Гитлер капут»). Единственный условно театральный опыт, который был у Собчак, — занятия балетом в детстве в Мариинском театре.
Среди знаменитых актеров, которые поддерживали Собчак в работе над «Женитьбой», — Анна Уколова (она сыграла в 68 фильмах и сериалах, в том числе в фильме-номинанте на «Оскар» «Левиафан», «Географ глобус пропил», «Папа»).
— А она (Ксения Собчак. — «Известия») покинула страну? — удивилась в разговоре с «Известиями» Уколова. — Я не в курсе, интернет не смотрю, газеты и телик не смотрю тоже. Надеюсь, будем играть в спектакле с ней и дальше, в театре об этом пока не говорят. Она там на своем месте, знает, на что пошла, знает себе цену. Она старалась, молодец, не раздражала меня.
На вопрос о том, разговаривала ли Уколова с Собчак о политике, актриса ответила, что «общего с ней у нас были только тексты Гоголя». Обсуждая гонорары в 200–300 тыс. рублей, Уколова заметила, что за одно выступление «такие деньги в театре не платят, такие деньги платят на вечеринке в «Газпроме». В целом вознаграждения в «Женитьбе» за несколько спектаклей Уколова считает солидными.
— Для меня театр как хобби. Даже за 5–7 постановок эта сумма в 300 тыс. большая, — сказала собеседница.
Другой известный актер — Олег Комаров (роли в 49 фильмах и сериалах, в их числе «Брат 2», «Ворошиловский стрелок», сериалы «Бригада» и «Короли игры») — тоже не знал, что Собчак отъехала из России.
— Не знаю, куда уезжает Ксюша, не в курсе. На днях играли спектакль, все было в порядке. Думаю, что это очередная «утка». С Ксюшей я был знаком и до работы над постановкой. Роль у нее очень хорошей вышла, все замечания режиссера принимает беспрекословно, да и роль свою с Максимом дома всегда повторяет. Роль Ксении — роль первого плана. Фекла (Собчак), Агафья (Уколова), Подколесин (Виторган), Кочкарев (Хаев) — это четыре главные роли, — сказал Комаров, воздержавшись от обсуждения интимной финансовой темы. — Что касается контрактов, каждый актер заключает его с директором в кабинете отдельно.
Виталий Хаев ведет на НТВ программу лотереи «Золотой ключ», играл в фильмах «Изображая жертву», «Благословите Женщину», «Рагин» и др. Максим Виторган наиболее известен своими ролями в театральных постановках и фильмах «Квартета И», в том числе «День радио» и «День выборов». Анна Галинова больше известна как театральная актриса. Она играла в театре Н.В. Гоголя, Центре им. В.Э. Мейерхольда, театральном центре «На Таганке» и др. Связаться с ними, как и с Собчак, не удалось.
Тарас Волковинский, директор концертного агентства L-Concert и эксперт по гонорарам звезд, говорит, что актерское вознаграждение в 360 тыс. рублей в театре как минимум вдвое превышает средний уровень по рынку (у Собчак получается около 60 тыс. рублей за спектакль, без учета репетиций).
— В драмтеатрах в Москве средняя месячная зарплата — порядка 30 тыс. рублей в месяц, если у театра есть труппа, в которой актер играет раз 10 в месяц. Есть, правда, и контракты, по которым актеры получают гонорар как процент от проданных билетов. Везде важную роль играют «паровозы» — артисты, на которых идут люди, и если в постановке задействована звезда, театру, ясное дело, выгоднее досрочно заключить с актером контракт, а не выдавать ему гонорар исходя из проданных билетов. Участие Собчак — скорее пиар-ход для Театра наций.
В постановке Филиппа Григорьяна, осовременившего пьесу Николая Гоголя «Женитьба», главные действующие персонажи и сюжет те же, изменились реалии: действие пьесы происходит в наше время. Иван Подколесин (Виторган) — это успешный госслужащий, который, по сюжету, решает жениться и просит помощи в этом у свахи — владелицы модельного агентства Феклы Ивановны (Собчак). Сваха находит Подколесину невесту-купчиху Агафью Купердягину (Уколова), которая, как и у Гоголя, — наследница бизнеса успешных родителей. Как описывается на сайте Театра наций, «Новая «Женитьба» — напоминание о том, каким жестоким по отношению к человеку становится общество потребления и как трудно сегодня человеку стать самим собой и обрести личное счастье в мире доступных соблазнов и подмен».