Здесь уже месяц орудует техника, а спиленные реликтовые деревья вывозят КамАЗами. Разрешение на строительство выдало минприроды Крыма, не усмотрев в этом экологической проблемы. У крымчан противоположное мнение. В Кремле пообещали разобраться. Глава республики Сергей Аксенов лично посетил объект 3 марта и встретился с местными жителями. Он назвал стройку законной и отметил, что лично возглавил рабочую группу, которая займется изучением разрешительных документов. Несмотря на это, вопрос о строительстве остается открытым.
КамАЗы реликтовых дров
Осенью прошлого года жители приморского курортного поселка Форос, где расположены одноименные парк и санаторий, обнаружили, что зеленая зона стала превращаться в стройплощадку. Местные власти тогда заверили, что «все под контролем»: здесь появится детский лагерь «Ак-Барс», возводить его будут на территории старых корпусов санатория и свободных площадках, деревья рубить не станут. Но уже в феврале в сети появились десятки фотографий рубки экзотических и реликтовых деревьев. Кроме того, в парке были обнаружены свежие котлованы и массивные бетонные фундаменты.
Выяснилось, что министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым увеличило площадь застройки парка санаторными объектами до 20 процентов, туристическими – до 25 процентов. Сегодня парк застроен на 12 процентов. Изменена и предельная высота зданий: новые объекты можно возводить до пяти этажей, а реконструированные – до восьми. Кроме того, ведомство ограничило вход в парк, сославшись на защиту экосистемы от «растущей антропогенной нагрузки».
Жители Ялты, в агломерацию которой входит Форос, составили петицию и записали видеообращение к президенту России с просьбой остановить застройку. По словам крымчан, в парке уже уничтожены футбольное поле, на котором играл Юрий Гагарин, и дореволюционные конюшни с ипподромом.
– Есть официальное разрешение удалить 37 растений, не ценных пород. Но на самом деле идет беспрецедентная вырубка. Машины вывозят с территории парка распиленные ливанские кедры, магнолии, можжевельники. На фотографиях это четко видно. Вырубили целую рощу фисташек. Уже была проверка природоохранной прокуратуры, ходили вместе с людьми, считали деревья, – рассказывает «Октагону» автор петиции Елена Терновская.
Виллы превращаются в элегантные корпуса
Реликтовых и экзотических растений в Форосском парке, заложенном в 1834 году, большинство. Их привезли со всего мира. В свое время московский купец Александр Кузнецов превратил пустующие 70 гектаров земли в один из самых роскошных парков Крыма, который соперничал по количеству и разнообразию редких растений с известным Никитским ботаническим садом, а по красоте – с парком Воронцовского дворца. Усадебный дом Кузнецова, который сохранил элементы дореволюционных интерьеров, сегодня стал корпусом санатория «Форос», где среди прочего лечат болезни органов дыхания и восстанавливают после COVID-19.
В 2014 году имущественный комплекс санатория (507 объектов недвижимого и 2,572 тысячи позиций движимого имущества), принадлежавший при Украине олигарху Игорю Коломойскому, национализировали, а затем выставили на торги. Имущество пытались приватизировать трижды, однако покупателей не было, и в итоге сумму сделки снизили с 2,6 млрд до 1,421 млрд рублей. Именно столько в 2016 году за «Форос» заплатила Федерация профсоюзов Республики Татарстан. Однако фактическим покупателем стала «Татнефть», которая начала реконструкцию санатория, а осенью 2020 года приступила к подготовке строительства оздоровительного детского лагеря «Ак-Барс».
Минприроды Крыма подчеркивает, что татарстанский инвестор строит на землях, принадлежащих «стороннему правообладателю». По сути, это земля, сданная в долгосрочную аренду. Как сообщили в ведомстве, в парке возведут несколько новых зданий: трехэтажный жилой корпус с административной частью, четырехэтажный многофункциональный спортивный центр и столовую с административной частью в четыре этажа. Существующее девятиэтажное здание санатория превратят в еще один жилой корпус, отремонтируют бассейн. На проектную документацию уже получено положительное заключение Госстройэкспертизы.
Жители Фороса говорят о другом проекте: по их данным, в заповедной зоне готовятся возводить 11 гостевых вилл, два гостиничных корпуса, яхт-клуб, дайвинг-центр, многоуровневый паркинг, спорткомплекс с ледовым катком, медцентр и несколько служебных общежитий. Всего около 90 объектов.
– Проект целиком мы так и не видели. Нам показывают фрагменты архитектурных эскизов на пять зданий, и все. Разрешительной документации, которую мы запросили, тоже не показали. Может, это только первая очередь проекта. Единственный опубликованный проект с виллами и яхт-клубом был размещен на сайте минприроды, – отмечает Елена Терновская.
Сейчас проект, о котором говорит Терновская, с сайта ведомства удален.
– Это старый проект, он уже пересмотрен. Теперь актуален другой, – пояснили «Октагону» в пресс-службе минприроды.
Уточнить и выравнять
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, которому в понедельник рассказали о застройке Форосского парка, заявил, что в Кремле ранее не слышали об обращении жителей поселка, однако теперь обратят на проблему внимание и «зададут вопросы руководству Крыма». Сам же глава республики Сергей Аксенов сказал, что нужно найти причину конфликта и правильное управленческое решение.
Все, что пообещали представители региональной власти, прибывшие в Форос для общения с местными жителями, – компенсационную высадку 37 вырубленных деревьев, на которые выдан порубочный билет, пересадку 29 пальм и отмену лимита посещения парка. Останавливать стройку никто не будет.
Ялтинцы опасаются, что детский лагерь – это лишь начало застройки. К тому же его строительство позволяет на законных основаниях огородить всю территорию забором высотой полтора метра – такое требование по защите детских учреждений утверждено Минобразования РФ. Местные власти обещают забор не ставить, но это, скорее всего, до первой проверки.
Крымский юрист Кирилл Медведев говорит, что стройка в парке идет на законных основаниях – правообладатель вправе распоряжаться участками согласно виду разрешенного использования. Особо охраняемая природная территория поделена на экспозиционную, природоохранную и хозяйственную зоны, утвержденные положением минприроды. Нигде в региональном законе об ООПТ не указано, что нельзя уменьшить площадь природоохранной зоны, где запрещено строительство, а потому риск застройки парка, в том числе жилыми зданиями, остается.
– Механизмов ограничения застройки нет. Я вижу решение проблемы в том, чтобы перевести вот эти парки-памятники в статус ботанических садов. Либо запретить сдавать в аренду, для чего внести в крымский закон норму, что земельный участок рекреационной зоны должен быть предоставлен государственным организациям в постоянное бессрочное пользование. Это значит, что в аренду такие участки сдавать уже нельзя. В законе Краснодарского края, например, это прописано. Можно сделать это и в Крыму, но нужна политическая воля Аксенова и Константинова (Владимир Константинов – председатель госсовета Республики Крым. – τ.), – считает юрист.