Автор законопроектов об обязательном декларировании имущества чиновников и их родственников, депутат пяти созывов, 18-й в списке Forbes, почти 18 лет управляющий бизнесом через номинальных владельцев Андрей Скоч собрал самую большую из известных квартир в Москве. Она в четыре раза больше «царь-квартиры» Игоря Шувалова, записана на 83-летнего Владимира Скоча, а приобреталась компаниями, связанными с Алишером Усмановым и Фархадом Мошири.
Дом, который надстроил Скоч
Объект культурного наследия дом архитекторов Щусева и Ростковского на Новом Арбате 31/12 был построен в 1939 году. Вид из его окон открывается на Белый дом, Москва-сити и Москва-реку. В XX веке по распоряжению Сталина там селились в основном высшие военные чины.
С 2001-го по 2008 год двое учредителей товарищества собственников жилья (ТСЖ) этого дома Сергей Шевков и Михаил Безроднов, а также некто Михаил Тимофеев скупали там квартиры.
Активнее всего квартиры приобретались на последнем, двенадцатом этаже. Владельцам делали щедрые предложения: цена выше рынка, возможность переехать на несколько лестничных пролетов ниже с увеличением площади и доплатой, кроме того можно было попросить квартиру в любом другом доме, например, ближе к Кремлю. Тем, кто продавать квартиры и переезжать отказывался, объяснили, что жить тут будет «очень непростой человек». В итоге согласились все.
18 выкупленных Тимофеевым, Шевковым и Безродновым квартир общей площадью 1717 кв. м. в 2008 — 2009 годах были проданы Владимиру Никитовичу Скочу, отцу Андрея Скоча. С 2009-го по 2015 год Скоч-старший купил еще несколько квартир у разных людей. За 7 лет он собрал 22 квартиры, из которых оставил себе 17. В итоге Владимир Скоч стал владельцем 2284 кв. м. жилплощади в доме на Новом Арбате, большая часть которой — это 12 этаж. Также ему принадлежит 659 кв. м. нежилых помещений.
62-я квартира и бесконечный бенефициар
Права собственности на составные части квартиры-трехэтажки в доме на Новом Арбате имеет только зарегистрированный в 62-й квартире Скоч-старший. А соучредители ТСЖ «Новый Арбат 31/12» тесно связаны с фамильным бизнесом.
Согласно ЕГРЮЛ, ТСЖ было зарегистрировано в 2008 году. Как раз в это время закончилась масштабная скупка жилья двумя соучредителями ТСЖ Михаилом Безродновым и Сергеем Шевковым. Оба связаны через бизнес с бывшей женой Скоча-младшего Еленой Лихач. В доме на Новом Арбате зарегистрирована «Корпорация эстетической медицины», 60% которой через ООО «Клиника» принадлежит ей. Еще по 20% имеют Инна Шарыпова и Сергей Федоров, бывшие бизнес-партнеры Сергея Шевкова. В 2009 году они совместно учредили «Клинический институт эстетической медицины», а позже к ним присоединились Инна Шарыпова, бывший председатель ТСЖ Вячеслав Жендарев и нынешний председатель Александр Евсеев.
С Александром Евсеевым связан еще один бизнес, зарегистрированный на отца Андрея Скоча. Они вдвоем являются учредителями компании «Гранд», которая занимается недвижимостью. Сейчас предприятием руководит Евсеев, а раньше этим занимались бывший председатель ТСЖ Вячеслав Жендарев и соучредитель Сергей Шевков.
Кроме того, Сергей Шевков был генеральным директором предприятия «ЕКН-Сервис», которое, просуществовав один год, было реорганизовано в ООО «Терра-Нега». Помимо «ЕКН-Сервиса» в «Терра-Негу» также вошли компании, где генеральными директорами числились Михаил Безроднов и Дмитрий Вейль, который входил в совет директоров ОАО «Международный аэропорт "Внуково"». До 2015 года Елене Лихач принадлежало 87% ООО «Внуково Холдинг», потом доля перешла к Владимиру Скочу.
Арбат-престижное место
Владимир Скоч купил еще семь нежилых помещений в доме на Новом Арбате. Большая часть из этих помещений в начале 2000-х принадлежали «Фирме РИЭЛ» — дочерней компании ОАО «Арбат Престиж», некогда второй крупнейшей парфюмерно-косметической сети России, окончательно обанкротившейся после кризиса 2008 года. В середине 2000-х помещения «Фирмы РИЭЛ» приобрели одинцовские компании. Президент и владелец «Арбат Престижа» Владимир Некрасов в 90-х сам был собственником шести квартир на Новом Арбате, 31/12, две из которых впоследствии купили Владимир Скоч и Михаил Безроднов.
В 2007-2009 годах в историях перехода прав собственности от одинцовских компаний к Владимиру Скочу участвовали одни и те же юридические лица: «Солнечный берег», «Татьяна», «Фридом-Флет». В учредителях уже ликвидированной компании «Фридом-Флет» указан Александр Шпытов, владевший с Андреем Скочем компанией «Веста».
«Солнечный берег» и «Татьяна» тоже связаны с Андреем Скочем. Генеральный директор этих компаний тот же, что и у благотворительного фонда Андрея Скоча «Поколение» — Евгений Петухов. В 2009 году «Татьяна» и «Солнечный берег» были реорганизованы и объединены вместе с еще одним предприятием под руководством Петухова в единую компанию «Аустер». Все происходило по такой же схеме, как с «Терра-Негой» и «Фридом-Флетом».
Еще одно нежилое помещение на 14-м этаже (последний жилой этаж дома, напомним, 12-й) Скоч-старший купил у Михаила Безроднова, а тот в свою очередь у Москвы.
Мошири, Усманов, Скоч
Путем ликвидаций компаний и объединения их в новые, посредники, участвовавшие в скупке недвижимости и передаче ее в собственность Владимиру Скочу, оказались реорганизованы в три компании: «Терра-Нега», «Аустер» и «Фридом-Флет». Все эти компании, а также их предшественники имеют общие адреса регистрации. В 2012-2014 годах эти компании были ликвидированы.
Согласно ЕГРЮЛ, у каждой из этих компаний в учредителях было по одному кипрскому офшору: у «Терра-Неги» — «Strasburg Holdings Ltd», у «Аустера» — «Actons Holding Ltd», у «Фридом-Флета» — «Dalvay Holdings Ltd». По данным реестра юридических лиц Кипра, у этих трех офшоров одинаковые директора и один и тот же секретарь. Также от «Strasburg Holdings Ltd» тянется цепочка кипрских компаний, которая приводит к Фархаду Мошири, давнему бизнес-партнеру Алишера Усманова и Андрея Скоча. Втроем через USM Holdings Ltd они контролируют свои металлургические, телеком-, интернет— и медиаактивы. При этом владельцем 30-процентной доли Андрея Скоча значится его отец — Владимир Никитович. Скорее всего, с квартирой на Новом Арбате та же история: владеет ей отец, а реальный выгодоприобретатель — сын.
Заместитель генерального директора «Transparency International — R» Илья Шуманов: "Понятие конечного бенефициарного собственника имущества и коммерческих компаний в российском правовом поле раскрыто достаточно поверхностно. Применительно к российской системе оно подменяется понятием формального, указанного в документах, владельца. Эта практика позволяет депутатам и государственным служащим переписывать имущество и бизнес-активы на доверенных лиц (совершеннолетних детей, родителей, братьев и сестер, а иногда и бизнес-партнеров), позволяя уходить от необходимости декларирования. Если говорить более предметно, то доверенные лица чиновников и депутатов исполняют функцию номинального владельца. Как правило, идентификация номинального владельца оказывается не таким уж сложным процессом. В случае с квартирами на Новом Арбате, д.31/12 в роли номинального владельца, по всей видимости, выступает отец депутата ГД РФ Андрея Скоча — 83-летний пенсионер Владимир Никитович Скоч. Аналогичную процедуру формальной передачи доли в компании, контролирующей аэропорт «Внуково», своему отцу Андрей Скоч осуществил ранее."
Депутат Андрей Скоч (комментарий "Известиям", 2010 год): "Декларация в ее нынешнем виде — куцая и правду не отражает. Там указываются только объекты владения на праве собственности, в результате возникает неоднозначная ситуация, когда формальное и фактическое благосостояние может разниться. Я сам оказался в эпицентре критики, поскольку оформил свои доли коммерческих компаний на отца. Соль в том, чтобы дополнить справку о доходах пунктом, где декларант должен указать имущество, которым пользуется безвозмездно. Если бы был ранее такой пункт, то я бы без колебаний сообщил все как есть."
Возможность использования чиновниками непрозрачной системы декларирования для сокрытия своих реальных доходов и имущества волновала самого Андрея Скоча. В 2011 году вместе с соратником по партии «Единая Россия» Олегом Лебедевым он внес законопроект, по которому госслужащие и их ближайшие родственники обязаны указывать в декларациях и имущество, которое формально на них записано, и то, которое находится у них в пользовании. В пояснительной записке депутаты указали, что при действующем законодательстве велик риск, когда «гражданский служащий может приобрести имущество в собственность третьего лица или кого-либо из родственников, сведения о доходах которых он не обязан представлять, чтобы в дальнейшем безвозмездно пользоваться таким имуществом».
Через год Скоч внес еще один проект закона, касающийся деклараций чиновников. Согласно нему, госслужащие и члены их семьи должны предоставлять информацию о своих крупных расходах, которые превышают задекларированные доходы. «Возможно, в будущем закон потребует дополнений — например, будет прописана ответственность для тех, кто записывает на себя имущество чиновников, сейчас это есть в западных странах», — говорил в 2012 году депутат. Законопроекты рассмотрены не были.
Помощник депутата Андрея Скоча: "Когда Андрей Владимирович вносил эти законопроекты, не было еще президентского пакета законов антикоррупционного характера, который был внесен чуть позже. И он во многом расширил и включил в себя все те положения, которые перед этим внес Андрей Владимирович своим законопроектом. Поэтому необходимость в этом законопроекте отпала."
Трехпалубный пентхаус
Если судить по базе данных объектов недвижимости ЦИАН, средняя стоимость квадратного метра в доме на Новом Арбате составляет 426 897 рублей. То есть стоимость 2943 кв. м. Скоча-старшего — 1,3 млрд рублей. Но, например, у выставленной на продажу трешке на девятом этаже с видом на Белый дом цена за метр — 904 807 рублей. Таким образом, пентхаус Скоча-старшего мог бы стоить 2,7 млрд рублей.
Опрошенные ЦУРом риэлторы, занимающиеся элитной недвижимостью, утверждают, что общая стоимость всех владений Владимира Скоча в доме на Новом Арбате превышает 1,5 млрд рублей. Для сравнения: «царь-квартира» Игоря Шувалова, обнаруженная Фондом борьбы с коррупцией, оценивалась в 600 млн рублей и считалась одной из самых дорогих в столице. Она занимает практически весь 14-й этаж высотки на Котельнической набережной. На фоне квартиры Скоча эти 719 кв. м. — малометражка.
Скупив квартиры в доме-памятнике, Скоч занялся перепланировкой имущества. Согласно ЕГРП, в один день право собственности отца депутата почти на половину квартир было прекращено, а имя нового владельца в документах не указано. По мнению опрошенных ЦУР риэлторов, в них явно проводится перепланировка. Действительно, многие квартиры были объединены, а над двумя надстроены верхние этажи. Так, у Скоча внутри огромной квартиры появились трехэтажный «жилой дом» площадью 619,7 кв. м. из 13 комнат и двухэтажный, 453,3 кв. м, из шести комнат.
На дополнительных этажах у Скоча уже есть бассейн, зимний сад и собственный выход на крышу. Также новый жилец, чтобы не пересекаться с соседями, оборудовал два собственных входа с лифтами. В один из них, с воротами, прямо внутрь помещения въезжает его автомобиль и охрана, по словам очевидцев, с автоматами.
Заметили они и масштабные земляные работы в подвале дома. Жители соседних домов говорят, что там построен подземный ход в английское посольство и бункер на случай ядерной войны. Большинство жителей уверены: пентхаус на самом деле состоит из двух частей. Первая принадлежит отцу Андрея Скоча, а вторая — его партнеру Алишеру Усманову. Однако приезжает ли Алишер Бурханович в свои апартаменты и как часто, собеседники ЦУРа точно сказать не смогли.
По словам жителей, три года назад с появлением «очень непростого человека» дом стал усиленно охраняться, на воротах и дверях появились электронные замки. До этого в подъездах сидели только консьержки. Также депутат занялся не только перепланировкой выкупленных квартир на 12-м этаже, но и сделал дорогостоящий ремонт во всех подъездах. А на праздники во дворе дома теперь играет военный оркестр, для жителей устраиваются развлечения с угощениями.
Заместитель генерального директора «Transparency International - R» Илья Шуманов: "Теперь мы наблюдаем, как «скворечник», площадью три тысячи метров на Новом Арбате, с видом на гостиницу «Украина» и Белый дом, также регистрируется на отца депутата. Однако здравый смысл позволяет нам говорить, что, разменяв девятый десяток, Владимир Никитович Скоч едва ли может осуществлять управление аэропортом «Внуково» и на протяжении уже восьми лет заниматься скупкой и перепланировкой квартир в многоквартирном жилом доме."