Сургутские тайны. Две загадки миллиардера Владимира Богданова

Источник
Генеральный директор и совладелец «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов умеет хранить секреты. Зачем его компания держит астрономические суммы на депозитах в российских банках преимущественно в долларах США?
Самый богатый житель Ханты-Мансийского автономного округа, генеральный директор и совладелец «Сургутнефтегаза», третьей по размеру российской нефтяной компании после «Роснефти » и «ЛУКОЙЛа», Владимир Богданов недавно стал лауреатом государственной премии, первой в своей жизни. Премия в области науки присуждена ему за «создание рациональных систем разработки нефтяных, нефтегазовых и газонефтяных месторождений Западной Сибири». Вручил ее лично президент Путин в торжественной обстановке в Кремле 12 июня 2017 года.

Мало кто из российских миллиардеров может похвастаться столь высокой оценкой своего труда. В первой десятке списка Forbes государственной премии нет ни у кого, включая президента «ЛУКОЙЛа» Вагита Алекперова. Между тем Богданов занимает в рейтинге скромное 49-е место с состоянием $1,9 млрд. Он входил во все списки Forbes с 2004 года, и оценка его состояния менялась незначительно, от $1,7 млрд до $4,4 млрд.

В жизни миллиардер скромен, и он избегает публичности. Последний раз он дал интервью Forbes в 2004 году. Тогда за ним на долгие годы закрепился образ аскета, живущего в Сургуте в обычном многоквартирном доме и бюджетно отдыхающего в Карловых Варах. Очередной вопрос Forbes о том, изменилось ли что-нибудь с тех пор, остался без ответа. Секретарь в приемной Богданова сообщила Forbes, что он в отпуске, электронная почта во всей компании отключена «из-за угрозы хакерских атак» и никакой оперативной связи с руководителем нет.

Богданов пришел на работу в ПО «Сургутнефтегаз» в 1976 году, в 1984 году в возрасте 33 лет стал гендиректором предприятия, а в 1995 году организовал схему по выкупу государственного пакета в размере 40,16% акций через залоговый аукцион. С тех пор структура акционерного капитала компании несколько раз менялась, но кто ее реальные владельцы, до сих пор остается тайной за семью печатями. В отчете за 2016 год «Сургут» сообщает, что «акции компании распределены между акционерами, ни один из которых не является конечной контролирующей стороной и не оказывает существенного влияния». Богданову как физическому лицу сегодня принадлежит 0,37% обыкновенных акций «Сургутнефтегаза».

Еще одна тайна «Сургута» — астрономические суммы средств, которые компания держит на депозитах в российских банках преимущественно в долларах США. К концу 2016 года эта сумма составляла 2,181 трлн рублей, или $36 млрд. Это почти 20% от всех депозитов российских компаний во всех российских банках. В Сбербанке российские компании держат на депозитах 2,637 трлн рублей, в ВТБ — 2,181 трлн рублей (ровно столько накопил «Сургут»). Во всех остальных банках этот показатель гораздо ниже.

Зачем «Сургуту» столько наличности? «Нам есть на что тратить: мы осваиваем новые провинции. Эти деньги — страховочный механизм: никто не знает, что будет с ценами на нефть. Они нужны нам, чтобы коллектив спокойно жил. Если опять будет ситуация 1998 года, что мы тогда будем делать?» — отвечал Богданов на вопросы акционеров на годовом собрании в 2013 году. К тому времени «Сургут» уже накопил 1 трлн рублей, или $31 млрд по тогдашнему курсу. Цена на нефть упала больше чем в два раза, но заначка так и осталась нетронутой. На рынке «Сургутнефтегаз» с накопленными $36 млрд стоит всего $20 млрд.
Персоны Компании
«Прочны как скала»: Shell и BP опровергли уход из бизнеса в Северном море
Часть совместных проектов Shell и BP с российскими компаниями оказалась под угрозой санкций, однако нефтяные гиганты не планируют сворачивать добычу углеводородов в Северном море, но даже планируют увеличить ее.
Гуцериев и Шишханов забрались в пенсионные фонды за деньгами
Структуры миллиардеров Шишханова и Гуцериева скупают НПФ, а потом пускают накопления на свой бизнес, который опутан многомиллиардными долгами.
Бывшие топ-менеджеры «Мортона» купили две гостиницы ВТБ
Они обошлись им в 2,1 млрд рублей.
Аванс в $1 млрд получила венесуэльская PDVSA от «Роснефти»
Инвестиции в Венесуэлу опасные, но политика важнее.
«Основа» забронирует номера
Группа может выкупить гостиницы у ВТБ.
Последний бой лже-банкиров Хотиных
Владельцы банка "Югра" не сдаются, но ни Генпрокуратура, ни митинги "вкладчиков" им уже вряд ли помогут.
Банки встали на отток
За восемью крупнейшими из АРБ засобирались другие игроки.
Лучшие друзья девушек
Как обыски в «Алросе» связаны с дочерями экс-президентов Якутии Сарданой Поповой и Юлией Штыровой.
«Я вмешиваюсь везде, где дела идут плохо»
Михаил Гуцериев рассказывает о семи годах возрождения бизнеса, хвалит Центробанк и Эльвиру Набиуллину и читает собственные стихи.
Ночная жизнь: крупнейшая клубная империя Москвы
Как устроена экономика холдинга Sagrado, который поит и развлекает 2 млн человек в год.
«Трансаэро» продолжает хождение по судам
Авиакомпании удалось сократить часть выплат «Аэрофлоту».
Техносила осталась без денег
Федеральная сеть магазинов бытовой техники и электроники «Техносила» может прекратить свое существование. Владеющий ею клан Гуцериевых-Шишханова уже отказался платить поставщикам своевременно.
Обзор 24 – 30 июля: санкции Трампа ввергнут Россию в кризис 2008 года
Наш как бы друг, который «уж точно лучше, чем эта ведьма Клинтон» преподнес своим российским комрадам замечательный сюрприз. Отныне санкции против России вводятся не указами, а законами, отменить которые может только конгресс.
В Сбербанке контрольный пакет «Полюса» заложен Сулейманом Керимовым
Это нужно для выполнения кредитных обязательств перед банком на $6,2 млрд.
ЦБ не стал спасать «Югру»
Дешевле выплатить компенсации вкладчикам, решил регулятор.
Как Сбербанк и ВТБ рискуют потерять 1,4 млрд евро в Хорватии
Банки кредитовали рухнувшую компанию Agrokor, но правительство страны спасает не кредиторов, а поставщиков.
Саид Керимов перевозит долги с Кипра на Джерси
Его PGIL заложила 51% «Полюса» Сбербанку.
Степан Демура: «Если Трамп подпишет закон о новых санкциях, это убьет рубль»
Известный трейдер предрекает падение российской валюты в августе и быстрое замещение российского газа в Европе американским.