ХОЗЯЕВА «МОСКВЫ»
Новая гостиница «Москва» под международным брендом Four Seasons была открыта в этом году. Сейчас по 25,5% объекта принадлежит структурам Керимова и Ротенберга, остальное у президента Бинбанка Микаила Шишханова. Шишханов ранее говорил, что готов выкупить отель полностью или продать свою долю.
Сулейман Керимов должен выплатить Ашоту Егиазаряну компенсацию в $250 млн. Так решил Лондонский международный арбитражный суд, разбиравший иск Егиазаряна, его брата Артема и партнера Дмитрия Фетисова к Керимову, рассказали «Ведомостям» три человека, близких к участникам процесса. Эта сумма — расходы истцов на строительство новой гостиницы «Москва», уточняют они. Выплата должна пройти двумя равными траншами, срок первого — до 25 ноября.
Построенная в 1930-х гг. гостиница «Москва» была снесена в 2004 г. Новый отель на ее месте строила компания «Декмос»: 51% ее акций принадлежал ЗАО «Декорум», 49% — столичной мэрии. Считалось, что «Декорум» контролируется Егиазаряном. Сам Егиазарян это долго отрицал, заявляя, что всего лишь курирует строительство отеля как депутат, избранный от Москвы.
В 2010 г. стало известно, что 50% «Декорума» (эквивалентны 25,5% в гостинице «Москва») принадлежат Аркадию Ротенбергу и его партнеру Константину Голощапову. Информация об этом обнаружилась в судебных исках, которыми начали обмениваться акционеры «Декмоса». В конце 2010 г. Егиазарян и его представители подали иски в лондонский международный арбитраж и в суд Никосии (Кипр), ответчиками по которым оказались Керимов, Ротенберг и Голощапов, а также тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков и его жена Елена Батурина. Егиазарян обвинял Керимова и Ротенберга в захвате его доли в «Москве» и оценивал ущерб примерно в $2 млрд. Основывалась эта оценка на той сумме ($2-2,5 млрд), которую рассчитывали получить совладельцы гостиницы, когда в 2010 г. предлагали купить ее управлению делами президента.
Судебные разбирательства между другими участниками конфликта продолжаются до сих пор. Сейчас общая сумма претензий к Керимову составляет около $600 млн, говорит человек, близкий к истцам.
Но когда Егиазарян выходил из проекта, стороны подписали договор, по условиям которого Керимов должен был заплатить ему только $250 млн — отсюда и размер компенсации, рассказывает человек, близкий к одной из сторон спора. Другое дело, что впоследствии Егиазарян отказался получать эти деньги, заявив, что ему должны гораздо большую сумму. Лондонский суд всего лишь подтвердил первоначальный договор, объясняет собеседник «Ведомостей», и срок апелляции по этому решению суда еще не истек. Договор действительно был, но суд признал его притворным, утверждает человек, близкий к другой стороне процесса. И нынешнее решение суда определяет размер компенсации без привязки к договору, настаивает он.
Средства, чтобы расплатиться с Егиазаряном, у Керимова есть. В апреле 2014 г. журнал Forbes оценивал состояние Керимова в $6,9 млрд (19-е место в рейтинге богатейших бизнесменов России). Единственный оставшийся у него крупный актив — это 40,2% Polyus Gold (принадлежат ему через Suleyman Kerimov Foundation). В прошлом году Керимов продал около 1% «Алросы» рыночной стоимостью $40,8 млн, акции «Уралкалия» (вместе с партнерами владел 47,09%) и 36% группы компаний ПИК. Суммы этих сделок не раскрывались. Источники «Ведомостей» говорили, что пакет в «Уралкалии» продан «Онэксиму» примерно за $5,4 млрд, а акции Группы ПИК — по рыночной цене (на момент объявления о сделке доля Керимова стоила $468 млн).
Представители Керимова и Егиазаряна отказались от комментариев, сославшись на конфиденциальность судебного процесса.