Одним из итогов сентябрьской сессии ВККС стало разрешение на возбуждение уголовных дел против шести служителей Фемиды. Подавляющее большинство кейсов, которые хочет расследовать Александр Бастрыкин, — с коррупционным составом. Что интересно, вину из судей никто не признает: даже те, кого взяли с поличным, говорят о провокациях ФСБ или отделываются банальным объяснением про возврат долга. Кого квалификационная коллегия отдала в руки председателя СКР, и кто уже стал фигурантом уголовного дела, — в обзоре ПАСМИ.
Жертва провокации
Дело по статье 159 УК РФ Александр Бастрыкин просил возбудить против мирового судьи судебного участка №8 Видновского судебного района Московской области Ирины Бородиной. Ее задержали с поличным при получении 15 млн рублей. По версии следствия, деньги якобы предназначались для коллеги Бородиной из Видновского городского суда Юлии Ивановой. За незаконное вознаграждение она должна была дать условные сроки взяткодателям — представителям строительной компании, проходящим по делу о мошенничестве.
Ирина Бородина, тем не менее, вину не признает. На заседании ВККС она заявила, что взяла деньги, думая, что речь идет о возврате долга ее родственнику. Кроме того, она назвала себя жертвой провокации спецслужб и обвинила правоохранителей в том, что они смонтировали аудиозапись ее разговоров так, чтобы она выглядела виновной в коррупции. Несмотря на это, ВККС представление главы СКР удовлетворила.
Подстава от друга
Также коллегия не поверила заявлению о провокации со стороны бывшего судьи Тракторозаводского райсуда Волгограда Артура Дудникова, которого тоже заподозрили в мошенничестве. По предварительной версии, Дудников согласился за 400 тыс. рублей помочь доверительнице своего старинного приятеля — адвоката Антона Пономарева.
Сам же судья в отставке уверяет, что знакомый его оговорил, и никаких денег он не получал и получать не собирался. В основу материалов следствия легла так же, как и у Бородиной, прослушка разговоров Дудникова. Но, по его словам, ее неправильно интерпретировали — это была просто дружеская беседа, в ходе которой никаких договоренностей о незаконном вознаграждении достигнуто не было.
Уголовка за испуг
Кроме того, Высшая квалификационная коллегия судей дала согласие на возбуждение уголовного дела о служебном подлоге и превышении должностных полномочий в отношении судьи Шатурского горсуда Московской области Юлии Давыдовой. Она, в отличие от коллег, не только не обвиняла никого в своих бедах, но и вообще не явилась на заседание ВККС, сославшись на состояние здоровья.
Карьеру судье Давыдовой испортило решение по делу о незаконном сбыте наркотиков. Она приговорила подсудимого к двум годам условно. Но сторона гособвинения в апелляционном представлении указала на необоснованное назначение наказания ниже низшего предела, и служительница Фемиды испугалась ответственности. Она вынесла постановление об исправлении описки в копии приговора и увеличила наказание до 4 лет условно. Подлог был выявлен апелляционной инстанцией, решение Давыдовой отменили, а самой ей вынесли частное определение. Затем последовало лишение судейских полномочий и представление Бастрыкина о согласии на уголовное преследование.
За рулем без сознания
Еще одной служительницей Фемиды, которую ВККС отдала в руки Бастрыкина, стала судья Волгоградского областного суда Людмила Козиева. Ее хотят привлечь за нарушение правил дорожного движения, повлекшем причинение тяжкого вреда здоровью. Судья перестроилась из левого ряда и врезалась в стоящий автомобиль, в котором находился пенсионер. Пожилой человек был госпитализирован с тяжелыми травмами.
Сама Козиева заявила, что причиной ДТП стало внезапное ухудшение ее здоровья — якобы она потеряла сознание и не смогла нажать на педаль тормоза. Также она рассказала о травле со стороны журналистов, о вымогательстве 20 млн рублей семьей пострадавшего и о странном заявлении пенсионера, что за ним якобы стоят люди, которым судья навредила одним из своих решений. В ВККС сочли, что для проверки всех этих обстоятельств необходимо уголовное дело.
Смерть не оправдание
Также коллегия разрешила возбудить уголовное дело в отношении судьи Каспийского горсуда Дагестана Мурада Магомедова. Его заподозрили в нескольких эпизодах получения взятки, мошенничестве, превышении полномочий и незаконном владении оружием. В феврале прошлого года по делу о коррупции был арестован помощник служителя Фемиды с такой же фамилией — Абдусалам Магомедов. Затем судья был досрочно лишен полномочий, а вскоре после этого умер. Тем не менее, Бастрыкин все же обратился в ВККС, так как сын Магомедова отказался от прекращения уголовного преследования отца по нереабилитирующим основаниям. Кстати, еще при жизни судья связывал свое преследование с неким конфликтом с силовыми органами.
По данным следствия, судья и его помощник регулярно получали взятки от фигурантов дел и их родственников. Суммы варьировались от 50 тыс. до 14 млн рублей в зависимости от вида услуг: иногда речь шла о смягчении наказания, иногда о полном освобождении от уголовной ответственности по отдельным эпизодам.
Новичок из надзора
Еще одно уголовное дело может быть возбуждено Александром Бастрыкиным против судьи Молчановского райсуда Томской области Виталия Бажилина. Под угрозой уголовного преследования он оказался спустя чуть больше года после того, как надел судейскую мантию. Но, как выяснили следователи, на посту судьи он лишь продолжил коррупционную деятельность, начатую в бытность прокурором.
С 2018 года Бажилин якобы получал от местного предпринимателя 28 тыс. рублей в месяц за решение сложных вопросов и общее покровительство. Сам он на заседание коллегии не пришел, но ранее заявлял, что бизнесмен просто отдавал ему старый долг в размере 1,8 млн рублей. Правда, следователи подсчитали, что всего он получил несколько больше — 2,5 млн рублей, что заставило ВККС засомневаться в правдивости судьи.
Миллионы из тумбочки
Версия о возврате долга не сработала и у бывшего председателя Октябрьского райсуда Краснодара Геннадия Байрака. Разрешение на его уголовное преследование ВККС дала еще в начале июня, а в начале августа Александр Бастрыкин свое право реализовал, возбудив дело о покушении на мошенничество в особо крупном размере и превышении полномочий.
По версии следствия, Байрак потребовал от знакомого передать ему 2,3 млн рублей. Для этого он изготовил исковое заявление от имени адвоката, с требованием взыскать деньги за некие юридические услуги. Для верности председатель суда заставил одного из подчиненных наложить арест на дом ответчика. Указанные денежные средства сотрудники ФСБ обнаружили в ящике стола Байрака при проведении оперативных мероприятий в марте 2021. Его адвокат тогда заявил, что это — возвращенный долг. Судья якобы раньше помогал знакомому деньгами, а когда они поссорились, потребовал рассчитаться. Уже находясь в СИЗО, Геннадий Байрак попытался оспорить решение ВККС в Верховном суде, но и там его доводы о займе для знакомого услышаны не были.
Миллион за снисхождение
Немного больше времени потребовалось председателю СКР для начала уголовного преследования судьи Георгиевского городского суда Ставропольского края Вадима Петрова. Представление Бастрыкина коллегия удовлетворила в апреле 2021, а дело о получении взятки в крупном размере было возбуждено лишь в середине сентября.
Служитель Фемиды был задержан чекистами при получении 1 млн рублей от адвоката. По версии следствия, за незаконное вознаграждение он обещал оставить обвиняемого под домашним арестом, а затем приговорить его к небольшому сроку. Одним из доказательств стала аудиозапись беседы судьи с защитником, где Петров просит положить деньги и говорит, что не будет их пересчитывать. Тем не менее, вину он не признал и заявил о провокации со стороны ФСБ.