Высокий суд Лондона постановил, что недвижимость дочери и внука экс-президента Казахстана Нурсултана Назарбаева стоимостью $100 млн не будет изъята в пользу британской казны. Решение суда опубликовано на сайте судебной системы Великобритании.
Как отмечает Forbes USA, это первый случай, когда суд не поддержал позицию Национального агентства по борьбе с преступностью (NCA), требовавшего изъять имущество. Оспаривать арест активов также пыталась Замира Хаджиева, жена экс-руководителя Международного банка Азербайджана Джахангира Хаджиева, но безуспешно.
Особняк с подземным бассейном и кинотеатром на одной из самых дорогих улиц Лондона Бишопс-авеню, дом в престижном районе Хайгейт и квартира в Челси были арестованы в 2019 году в рамках закона «О доходах неустановленного происхождения». По этому закону владелец имущества — «политически значимая персона» — должен объяснить происхождение средств, на которые оно было приобретено, иначе оно будет изъято в пользу Великобритании. Закон, ставший известный как «закон МакМафии», действует с 2018 года и предназначается для подавления потока «грязных денег» в Великобританию.
NCA настаивало, что дома были приобретены на преступные доходы Рахата Алиева — бывшего мужа Дариги Назарбаевой. Ключевым, с точки зрения обвинения, было предположение о том, что Алиев был основателем компании Manrick Private Foundation и вкладывал в нее свои средства, полученные незаконным путем, говорится в документе суда. Однако судья посчитала это предположение NCA «ненадежным».
Судья также указала, что на покупку одного из ранее арестованных объектов недвижимости Нурали Алиев, внук бывшего президента Казахстана, законно взял кредит в банке. Она также обратила внимание на то, что у Дариги Назарбаевой было достаточно крупное состояние — в 2013 году она становилась одной из богатейших женщин страны по версии Forbes Казахстан.
В ответ на решение суда NCA сообщило, что подаст апелляцию, пишет Financial Times. «Мы четко дали понять, что будем использовать все доступные нам законодательные нормы, чтобы преследовать предположительно незаконно полученные доходы. И мы продолжим это делать», — заявил газете генеральный директор входящего в NCA Национального центра экономических преступлений Грэм Биггар. «Использованная для маскировки сложная сеть таинственных компаний, владевших этой недвижимостью, сделала для следователей очень сложной задачу по поиску стоящих за ними людей и источников средств», — отметил в общении с изданием Данкан Хэймс, отвечающий в британском подразделении Transparency International за вопросы политики.
Нурали Алиев через представителя заявил американскому Forbes, что решение суда доказывает — речь идет об «ошибочном расследовании, которое абсолютно несостоятельно». Он подчеркнул, что NCA «сознательно игнорировало» информацию, которую он добровольно представлял, продолжая «безосновательное и порочное судебное преследование». Алиев подчеркнул, что агентство также «оскорбляло» его самого, его семью и Казахстан. Дарига Назарбаева заявила FT, что NCA использовало «прикрытие судебных разбирательств», чтобы «нанести удары» по ее репутации и репутации Казахстана.
Бывший зять Назарбаева Рахат Алиев в разные годы был послом Казахстана в Австрии, представителем страны при ОБСЕ, заместителем главы службы охраны президента и первым замминистра иностранных дел. В 2007 году он был обвинен к причастности к похищению зампреда правления Нурбанка Жолдаса Тимралиева, а в 2008-м его заочно признали виновным в причастности к похищению банкира и попытке организации государственного переворота, приговорив к 40 годам заключения. В 2014 году Алиев был арестован в Вене, а в 2015-м — найден мертвым в венской тюрьме. Дарига Назарбаева — спикер сената Казахстана. Нурали Алиев — предприниматель, в 2019 году занявший 31 место в списке самых влиятельных бизнесменов по версии Forbes Казахстан.