Советский районный суд Уфы по ходатайству следствия изменил меру пресечения владельцу группы компаний «Башмилк» Александру Никитину — предприниматель арестован до 16 декабря. В нарушение предыдущего постановления суда о запрете определенных действий предприниматель покидал место своего жительства, а также общался по телефону с адвокатом потерпевшего по уголовному делу. Господин Никитин обвиняется в уклонении от погашения кредиторской задолженности, мошенничестве и невыплате заработной платы. Защита предпринимателя считает арест необоснованным и намерена его обжаловать.
Судья Советского районного суда Уфы Эдуард Уразбахтин в среду удовлетворил ходатайство следствия и изменил меру пресечения владельцу группы компаний «Башмилк» Александру Никитину: предприниматель помещен в СИЗО до 16 декабря.
Александр Никитин стал фигурантом пяти уголовных дел в нынешнем году. Все они были объединены в одно производство. Предприниматель обвиняется в невыплате зарплаты 300 сотрудникам группы «Башмилк» (ч. 2 ст. 145.1 УК), задолженность перед которыми, по данным СКР, превышала 24 млн руб. По этим эпизодам было возбуждено три уголовных дела. Еще два дела были возбуждены по заявлению владельца компании «Аквамак-процессинг» Олега Макаренко. В сентябре 2018 года Александр Никитин занял у предпринимателя 100 млн руб., однако деньги не возвращал. Господин Макаренко обратился в суд, который обязал владельца «Башмилка» вернуть долг, но решение суда тот не исполнял. «С целью сокрытия денежных средств от принудительного взыскания обвиняемый осуществлял взаиморасчеты через своих родственников и близких»,— говорилось в сообщении СКР. По этому эпизоду господину Никитину предъявлены обвинения в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ) и уклонении от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК РФ).
ГК «Башмилк», в которую входят в Башкирии ООО «Чекмагушевский молочный завод», АО «Дюртюлинский комбинат молочных продуктов», управляющая компания «Агрохолдинг “Башмилк”» и ООО «Милка», в Татарстане — ООО «Сабинский молочный комбинат», производила продукцию под брендами «Честное коровье», «Край курая», «Две коровки». В 2019 году «Башмилк» заморозил выпуск продукции из-за осложнившихся отношений с кредиторами, крупнейшими из которых являются Россельхозбанк и Сбербанк. В настоящее время Чекмагушевский молочный завод и Сабинский молочный комбинат находятся в процедуре наблюдения. В сентябре арбитражный суд Башкирии по заявлению Сбербанка ввел процедуру реструктуризации долгов Александра Никитина.
В феврале Александру Никитину была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. По решению суда он обязан был находиться в Бирске по месту прописки, но нарушил это требование. В августе, учитывая нарушение, суд изменил меру пресечения на запрет определенных действий. Обвиняемый не должен был выходить из своего дома в Бирске с 23 до 6 часов, общаться с участниками уголовных дел, их родственниками и знакомыми. Но, как было установлено в суде, пять раз в сентябре и один раз в октябре Александр Никитин не находился дома в установленное время.
Сотруднику уголовно-исполнительной инспекции, который звонил ему, предприниматель заявил, что не намерен проживать в Бирске.
Кроме того, причиной ареста послужил телефонный разговор Александра Никитина с Сергеем Макаренко, родным братом и адвокатом Олега Макаренко. Адвокат, как было установлено в суде, сам звонил обвиняемому, а тот ответил на звонок. По мнению суда, тем самым предприниматель нарушил наложенные на него ограничения, хотя мог не ответить на звонок или сбросить его, поняв, что ему звонит родственник потерпевшего. Вместо этого они проговорили 1 мин. 35 сек.
Защита Александра Никитина, в частности, заявляла, что владелец «Башмилка» отсутствовал по месту прописки по согласованию со следователем. Суд на это отметил, что следователь не обладает такими полномочиями.
Адвокат Александра Никитина Фердинанд Багаутдинов заявил “Ъ”, что решение об изменении меры пресечения он и его подзащитный считают необоснованным и намерены обжаловать.
«Статьи, по которым обвиняется мой подзащитный, относятся к преступлениям небольшой тяжести, а ст. 159 связана с его предпринимательской деятельностью, и есть прямое указание Верховного суда применять по ней меру пресечения, не связанную с ограничением свободы,— отметил он.— Есть разрешение следователя на то, чтобы Никитин не находился дома. Кроме того, мы считаем, что телефонный разговор можно назвать провокацией».
Адвокат Олега Макаренко Ильнур Салимьянов, в свою очередь, пояснил “Ъ”, что господин Никитин с января текущего года ни разу не появлялся в Бирске и игнорировал звонки инспекторов уголовно-исполнительной системы. «Мы считаем, что решение об аресте обосновано, так как есть свидетельства того, что Никитин злостно нарушал закон и решение суда. Звонок, о котором шла речь, действительно состоялся. Второй адвокат Олега Макаренко звонил Никитину, так как узнал, что тот собирается приехать в офис к нашему доверителю. Звонил, чтобы попросить не делать этого, так как это запрещено»,— сообщил адвокат.